Дуэль и смерть Пушкина. Развенчание мифов (2008) О новых исследованиях рассказывают: Г.Седова, В.Старк, С.Некрасов, С.Лазарев
Г.Седова о последних днях Пушкина и мифах, сложившихся вокруг поэта, в частности о связи Пушкина с Александриной (Ахматова считала, что это сплетня Геккернов):
О Наталье Гончаровой и Дантесе (Ахматова заметила, что сведенья об их свидании так запутаны, что может быть его и вовсе не было).
В.Старк о Идалии Полетике, которой отводят роковую роль в интриге, финалом которой стала дуэль Пушкина и Дантеса на Чёрной речке. По мнению Старка, она «автор анонимного пасквиля, который дал толчок всей той ситуации, которая, в конечном итоге, закончилась гибелью Пушкина». “Последние годы она жила в Одессе, и когда поэту поставили там памятник, говорила, что он ее оскорбляет и что она намерена на него плюнуть“ () “Троюродная сестра Натали, Светская дама, получившая прозвище «мадам Интрига», умная и с острым языком она ненавидела Пушкина — возможно, за то, что он ее отверг“.
Мнения экспертов, историков, сотрудников Всероссийского музея А.С.Пушкина.
“Раненого Пушкина внёс в дом на руках его дядька Никита Козлов, сразу послали за Жуковским, который два последних дня находился неотступно у постели умирающего, вывешивая для посетителей на дверь листки о состоянии поэта. Пушкин понимал, что смерть близка, и сразу написал императору записку, в которой просил прощения за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. Записку передал Жуковский. В ответ Пушкин получил следующие слова: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».
Хорошо известны слова Николая I, сказанные Жуковскому, что Пушкина «насилу заставили» умереть как христианина. Жуковский же со слов доктора Спасского пишет, что «в самый день дуэля» у Пушкина «спросили, желает ли исповедаться и причаститься. Он согласился охотно, и положено было призвать священника утром». После смерти Пушкина Жуковский обратился к царю с просьбой отметить смерть Пушкина специальным рескриптом. «...Мы насилу довели его до смерти христианской», – сказал тот в ответ. Из этих воспоминаний видно, что Николай I весьма скептически относился к религиозности поэта. Также известно, что еще до записки императора Пушкин попросил позвать «первого, ближайшего священника», которым оказался отец Петр из Конюшенной церкви. Жуковский точно описывает состояние священника: «Выйдя после исповеди от Пушкина, он явно был растроган, сказав: “Я стар, мне уже недолго жить... И Вы можете мне не верить, хотя на что мне обманывать, но я скажу, что для себя самого желал бы такой исповеди перед смертью, какую он имел”. Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта».
В том, что Пушкин умер христианином по своей воле, не остается сомнений. Но интересно, как представляли эту смерть современники поэта.
Подробности дуэли и последних дней Пушкина Жуковский описывает в письме к отцу поэта, Сергею Львовичу Пушкину 15 февраля 1837 года, которое создавалось на основе заметок как публицистический документ, адресованный не только осиротевшим родным поэта, но всей читающей, грамотной России. В нем Жуковский подробно описывает последние дни умирающего Пушкина, делая явный акцент на обозначении тонкой душевной привязанности поэта к Николаю I, о (явной) глубине горя императора и всей России“ ().
С