Фортепианный эксперимент “Церковь“ // Иван Прохоренко • фрагмент

Первым в мире композитором считается Перотин, работавший в Нотр-Даме в 12 веке. В то время вся музыка (да и всё искусство) была сосредоточена в церкви, для церкви. Музыка была подчинена строгим канонам, заключена в нескольких конкретных вокальных мелодиях (они называются «кантус фирмус») и практически ничего нового в них привносить было нельзя. Но музыканты пытались расширить палитру звучания, добиться свободы — и поверх звучания основного голоса кантуса стали появляться другие голоса. Сначала они просто дублировали мелодию — выше или ниже; потом появлялись голоса, идущие в противоположном направлении кантуса (если мелодия кантуса шла вниз — то второй голос шел вверх), а потом — на одну ноту, один слог кантуса другие голоса стали распевать несколько нот. И в какой-то момент, на каждый из тонов кантуса другие голоса стали петь такие разнообразные и обширные, продолжительные мелодии, что изначальные кантусы стали практически неузнаваемы. Они превратились в «бас» (сейчас мы это назвали бы аккордами в песне, поверх которых поется мелодия). И Перотин — один из первых, чьи записи этих надстроечных голосов сохранились до наших дней. Вся музыка (да и все искусство) по своей природе религиозна — и в прямом (искусства в современном их понимании вышли из церкви), и в переносном смысле (композитор, как творец, создает свой мир, свой храм). И в самой глубокой основе этого «храма» — те самые мелодии-кантусы. Мое произведение «Церковь» звучит под гул одного из них, а поверх — свободная импровизация, основанная на произведениях разных эпох и времен. Эта импровизация, привязанная к канонической мелодии, полностью свободна от обязательных правил, ритмических и тональных планов. И ограничена только гулом снизу — никогда не прекращающимся. Даже если именно сейчас его и не слышно. Подробнее о кантусах, об истории композиторства можно прочитать в книге Владимира Мартынова «Конец времени композиторов». // В видео звучит импровизация на композицию Дэвида Лэнга “Just” и на Увертюру Рихарда Вагнера к опере “Тристан и Изольда“ // Записано
Back to Top