Фортепианный эксперимент Церковь // Иван Прохоренко фрагмент
Первым в мире композитором считается Перотин, работавший в Нотр-Даме в 12 веке. В то время вся музыка (да и всё искусство) была сосредоточена в церкви, для церкви. Музыка была подчинена строгим канонам, заключена в нескольких конкретных вокальных мелодиях (они называются «кантус фирмус») и практически ничего нового в них привносить было нельзя.
Но музыканты пытались расширить палитру звучания, добиться свободы — и поверх звучания основного голоса кантуса стали появляться другие голоса. Сначала они просто дублировали мелодию — выше или ниже; потом появлялись голоса, идущие в противоположном направлении кантуса (если мелодия кантуса шла вниз — то второй голос шел вверх), а потом — на одну ноту, один слог кантуса другие голоса стали распевать несколько нот.
И в какой-то момент, на каждый из тонов кантуса другие голоса стали петь такие разнообразные и обширные, продолжительные мелодии, что изначальные кантусы стали практически неузнаваемы. Они превратились в «бас» (сейчас мы это назвали бы аккордами в песне, поверх которых поется мелодия). И Перотин — один из первых, чьи записи этих надстроечных голосов сохранились до наших дней.
Вся музыка (да и все искусство) по своей природе религиозна — и в прямом (искусства в современном их понимании вышли из церкви), и в переносном смысле (композитор, как творец, создает свой мир, свой храм). И в самой глубокой основе этого «храма» — те самые мелодии-кантусы.
Мое произведение «Церковь» звучит под гул одного из них, а поверх — свободная импровизация, основанная на произведениях разных эпох и времен. Эта импровизация, привязанная к канонической мелодии, полностью свободна от обязательных правил, ритмических и тональных планов. И ограничена только гулом снизу — никогда не прекращающимся. Даже если именно сейчас его и не слышно.
Подробнее о кантусах, об истории композиторства можно прочитать в книге Владимира Мартынова «Конец времени композиторов».
// В видео звучит импровизация на композицию Дэвида Лэнга “Just” и на Увертюру Рихарда Вагнера к опере “Тристан и Изольда“
// Записано
21 view
2117
674
5 months ago 00:03:58 68
Фортепианный эксперимент “Не пытайся“ / Иван Прохоренко
5 months ago 00:38:04 1
Сергей Дягилев: великий пропагандист русской культуры и представитель ЛГБТ.
5 months ago 00:12:12 1
Гершвин “Рапсодия в стиле блюз“. Тема Чайковского?
5 months ago 01:15:22 447
ЧЕСТЕРТОНУ 150! | А. Варум 55 | Robert A. Moog 90 | «Золушке» Жеймо 115 | Троица | Одарённые ЗЗЖ-252
6 months ago 00:02:50 32
ЧаЧаЧа «Я не могу не думать о тебе» импровизация фортепиано композитор Виктор Михайлович Анохин
6 months ago 01:33:31 1
Ольга Колганова. Светозвуковые и светоцветовые эксперименты в период раннего СССР
6 months ago 02:57:24 1
МОДЕРНИЗМ В МУЗЫКЕ: Беседа с Михаилом Аркадьевым
7 months ago 00:07:54 1
Chet Baker & Paul Bley - Everytime We Say Goodbye
7 months ago 00:06:51 1
Легендарный шедевр Фредди Меркьюри — Богемская рапсодия. История создания и видеоуроки для пианино
7 months ago 00:06:50 69
Легендарный шедевр Фредди Меркьюри — Богемская рапсодия! История создания и видеоурок для пианино.