Освобождение от боли. Урок 10. Зоя Янковская

Друзья, продолжаю выкладывать курс 2016г. “Освобождение от эмоциональной боли“. В этом выпуске подойдем к чувству вины с другого ракурса. Давайте посмотрим, как и почему чувство вины кажется нам конструктивным, даже необходимым. Когда взрослые педалируют на чувство вины ребенка, то есть, требуют, по сути, чтобы он устыдился себя, то множество эпизодов, где он испытывал стыд, становится глобальным фоновым чувством всей его дальнейшей жизни. Стыд - это форма ненависти к себе. Это, своего рода, бартер. Я маленький даю взрослому свой стыд, и в обмен на это взрослый меня помилует, снизойдет, а значит якобы даст мне любовь. Отныне для меня любовь жестко сплетена с чувством вины. Для меня маленького самая чудовищная кара - это гротескное отречение родителя от меня, его демонстрация, что я очень-очень плохой. Так если от меня сейчас отрёкся любимый мой родитель,и если главным условием для обретения такой “любви“ мамы-папы мой стыд, то, разумеется, я всегда буду выбирать стыд (а в дальнейшем перманентное чувство вины), чтобы только не утратить связь с любимой мамой (отцом). То есть, я всегда буду маленьким выбирать отречение от себя, чтобы не пережить отречения от себя родителя. А позже это уже просто автоматизм. Я - тот, кто безоговорочно находится в такой позиции по отношению ко всему обществу. Я просто по умолчанию испытываю этот чувство самоуничижения перед обществом. Мол, если что, смотрите, я уже от себя отрекаюсь, только ради Бога не отрекайтесь от меня вы. Словом, я - виноватый, я - нехороший, я - не русский. Это всё про одно. Я всегда соглашусь, что я плохой, только не отрекайтесь от меня. По факту, во взрослой жизни всё наоборот. Если я от себя отрекаюсь, значит я отрекаюсь от своей чести, от своих ценностей, от своих корней и пр. Но почему в детстве мне в обмен на самоуничижение обещали любовь, а потом оказывается, что отречение от себя означает отречение от чести, от близких, от страны и т.д.?! Как же это оказалось возможным? Как калечащее воспитание, программирующее на согбенность, в дальнейшем требует от индивидуума вдруг уважения к себе, к своему народу, к своей стране? Чтобы общество уважало себя, нужно, чтобы индивидуум в нем уважал себя. А где у нас в институте семьи, школы формируется такой ребенок, чтобы его самоуничижение не было обменом на принятие взрослым? И что этот выросший ребенок в конечном счете отдаст своим детям?
Back to Top