Минский Кафедральный собор Имени Пресвятой Девы Марии // Архікатэдра Імя Найсвяцейшай Панны Марыі

Костелы Кафедральный костел в Минске фото Минский Кафедральный собор Имени Пресвятой Девы Марии (бел. Архікатэдра Імя Найсвяцейшай Панны Марыі у Мінску, пол. Kościół Imienia Najświętszej Maryi Panny, Archikatedra Mińska) Костёл, которому с течением времени было предназначено стать главным храмом Минска, самой величественной базиликой города и главной его высотной доминантой, а позже занять почётное место среди католических храмов Беларуси, был возведён в 1710 г. как иезиутская резиденция. В 1773 г. Общество Иисуса было ликвидировано, и хотя на то время единственной территорией, где Орден иезуитов продолжал действовать, была Российская империя, в своё бывшее прибежище, когда Минск отошёл к России, монахам вернуться не посчастливилось. Зато сам храм с момента основания в 1798 г. Минской епархии меняет свой статус и реконструируется как кафедральный костёл Имени Пресвятой Девы Марии. За его апсидой был возведено трёхэтажное здание духовной консистории, в котором также жили отцы-прелаты и каноники. Затем, когда консисторию перевели в комплекс бывшего францисканского монастыря, тут разместился приходской дом. В результате пожара в 1797 г. интерьер храма был значительно повреждён, однако уже к 1800 г., благодаря стараниям первого епископа Минской епархии Якуба Дедерко, был не только полностью обновлён, но и обогатился. Храм реконструировался также в 1853-54 гг. под руководством архитектора Казимира Хрщановича. Своды, стены храма, поверхности колонн, арок были полностью покрыты сюжетными и орнаментными фресками, в основном работы Казимира Антошевского. Стены были также украшены полотнами И. Олешкевича и Ш. Чаховича. Именно кисти последнего принадлежали образа св. Варвары и св. Иосифа в боковых алтарях, которые появились вместо снятых амвонов, оставшихся от иезуитских диспутов. Среди мастеров, чьи произведения украшали костёл, имена Якуба Бретцера, Игнатия Дарети, архитектора Франтишка Карава. С высоких хоров лилась музыка органов «на 24 голоса, превосходной архитектуры». В 1869 г. Минская епархия была ликвидирована, и костёл Имени Пресвятой Девы Марии оказался в ранге приходских. В конце XIX в. Минский Мариинский приход насчитывал до 8000 прихожан, не считая ещё около 5000 верующих, которые пользовались филиальным костёлом в Анополи, Волчковичах, на Кальварийском кладбище в Минске, а также часовнями в Городище, Сеннице, Петровщине, Шабунях (теперь Пуховичский район), Прилуках и двумя часовнями Благотворительного общества в самом Минске. В ноябре 1917 г. деятельность Минской епархии возобновилась, епископом был назначен Зигмунд Лозинский, который ещё в 1905 г. был настоятелем костёла Имени Пресвятой Девы Марии. Своеобразным символом возрождения стало появление над башней бывшего коллегиума отреставрированного барочного купола. Но уже в 1920 г. НКВД арестовал и выслал епископа Лозинского. В 1934 г. кафедральный костёл закрыли. Во время войны костёл Имени Пресвятой Девы Марии недолгое время действовал, но в 1947 г. его снова закрыли. В 1951 г. на здании разобрали башни, ликвидировали убранство храма и превратили в спорткомплекс общества «Спартак». И уже в таком виде костёл был причислен к памятникам архитектуры республиканского значения. Вместе с крахом советской системы наступил конец и вандализму. Уже в самом начале 1990-х гг. на третьем этаже, под самыми сводами, начали проходить первые богослужения. 15 декабря 1993 г. здание костёла полностью передали верующим, и 5 февраля 1994 г. четырёхметровый крест над храмом сообщил об этом всему городу. А летом начались сложные реставрационные работы. Над столицей Беларуси снова возвысились красивые барочные башни кафедрального собора. Снова над городом разлился перезвон костёльных колоколов как символ возрождения, очищения, надежды. Колоколов, как и раньше, четыре: самый большой – в честь Матери Божьей Будславской, средние – в честь св. Иоанна Павла II и Слуги Божьего епископа Зигмунда Лозинского, маленький – в честь Синода Беларуси. Они размещаются по одному в башенных ярусах.
В начало