Автор: Заки Зайнуллин. Режиссер: Фарид Бикчантаев.
О спектакле:
“Лето 1993-го. Я уже немного читаемый «молодой» писатель-прозаик. Мысль о том, чтобы написать пьесу, стать драматургом, даже не посещает мою голову. Турпоход на теплоходе по Волге, подходим к Астрахани. Я один-одинешенек сижу на палубе теплохода и рассматриваю волжские берега. Места исключительной красоты! Подходит ко мне долговязый и худощавый мужчина, просит разрешения присесть. Присаживается. - Вы Заки Зайнуллин?- Да, - смотрю, не из моих знакомых.- Давайте познакомимся. Я – Празат Исанбет. Несуетливые, многое повидавшие глаза внимательно меня рассматривают, «изучают». Собеседник, не торопясь, вдумчиво начинает: - Спрашивал, кто он, все время один. Сказали, Заки Зайнуллин. Давно хотелось познакомиться, да все не случалось. Есть и причина для знакомства. Вот что, брат Заки. Я режиссер. Прочел вашу повесть «Сквозь холмы». Очень она мне понравилась. У меня к вам предложение. Напишите, используя события повести, пьесу. - Да что вы, Празат абый. Какой из меня драматург. Не говорите ерунды. - Это не ерунда. Вы этой повестью показали себя готовым драматургом. Напишите пьесу, а я ее поставлю. Соглашайся, Заки. Я помогу написать…. Сговорились мы с Празатом абый. При его помощи и поддержке на свет родились «Женщины 41-го». Празат Исанбет так и не успел поставить мою пьесу. Но это смог сделать другой режиссер…
С началом войны самые тяжкие беды-горести упали на плечи молодых, красивых, трудолюбивых, уже успевших пожить с мужьями и познавших радость материнства, по-своему счастливых женщин. Мужья ушли на фронт, многие из них никогда не вернутся. А жены, прижавшие к своей груди босоногих детей, остались дома, в страшной схватке с нуждой и голодом, растя их, на радость отцам, которым повезет уцелеть в горниле войны, в память о тех, кто уже никогда не вернется. Я своими глазами видел этих женщин. Я рос вместе с их босоногими мальчишками и девчонками. Вместе с ними не раз видел голодную смерть. И если не я, то кто воспоет их негромкий подвиг…“.
Заки Зайнуллин