Вселенная / Universe (1951) реж. Павел Клушанцев

Оцифровка в лучшем на данный момент качестве. Научно-популярный кино-очерк, который окончательно утвердил Клушанцева как большого режиссера. «После успеха моей черно-белой одночастевки «Метеориты», которая не только прекрасно была принята в Москве, но и получила диплом на международном фестивале в Венеции! (впервые на нашей студии), в Москве поняли, что можно включать в план и картины на астрономические темы. Появился человек, который умеет создавать в ателье космос. В аппарате ЦК КПСС работал Алексей Николаевич Сазонов“, курировавший кинематографию. По-видимому, он-то и подал мысль Главку сделать фильм «Вселенная» и сам взялся написать сценарий. Предложил мне соавторство. Я согласился. Прожил в Москве примерно месяц. Встречаясь ежедневно, мы сценарий написали. Утвердили. Но на студии, при запуске фильма в производство, возникли затруднения. Я хотя и удачно сделал «Метеориты», все же после истории с «Полярным сиянием» ходил с ярлыком космополита, что очень мешало выдвижению меня на постановку одного из главных фильмов студии. К тому же многие режиссеры были против того, чтобы я, хороший оператор комбинированных съемок, вместо того чтобы делать вставки для их картин, вдруг полез в режиссеры, да еще не имея режиссерского образования. Дирекция боялась, колебалась. В это время на студию пришел приехавший из Баку и не нашедший себе работы на «Ленфильме» режиссер художественных фильмов Лещенко’?, И Чигинский принял решение. Он предложил нам с Лещенко ставить картину совместно, двумя съемочными группами. Лещенко — все кадры с людьми и статичными макетам, снимаемыми без всяких фокусов. А я — все технически сложное, космос. Лещенко без меня снять картину не мог. Мне одному давать такой «лакомый кусок» — нельзя. И отказаться от постановки фильма нельзя. Запустить, объединив нас обоих, — можно. Я согласился, так как понимал, что для меня это единственная возможность вырваться на большую дорогу, на постановку полнометражных фильмов. Я оказался прав. Этот фильм, получивший потом две премии на международных фестивалях (премия за научно-популярный фильм на 7-м международном кинофестивале в Карловых Варах и диплом на кинофестивале документальных фильмов в Париже, оба в 1952 году), окончательно утвердил меня как режиссера».
Back to Top