«ТЫ НЕ СЕРДИСЬ» Довоенное танго - романс – Яна Грей – Yana Gray

«ТЫ НЕ СЕРДИСЬ» Довоенное танго - романс – Яна Грей – Yana Gray Музыка Альберта Гарриса(1911-1974) -польское танго -1938 Слова Яны Грей Ретро запись с орестром Генри Варса - Январь 2024 Алберт Гаррис родился 28 ноября 1911 года в Варшаве в семье Копля Гекельмана, занимающегося торговлей. После получения аттестата зрелости дебютировал как куплетист на небольшой фабрике граммофонных пластинок «Lonora Electro». Гаррис брал уроки пения, сам научился отлично играть по слуху на пианино. В 1933 году он записывался в студии фабрики грампластинок «Cristal Electro», сотрудничество с которой продолжалось в течение трёх лет. Свои записи он делал под псевдонимами: Альберт Лифф (для «Lonora Elektro») и Альберт Холм (для «Cristal Electro»). Последним псевдонимом он стал подписывать собственные песни, которые начал сочинять в 1934 году. Пик карьеры певца пришёлся на 1936—1939 годы, когда он мог заключать контракты с самой лучшей фабрикой в Польше — с варшавским «Одеоном». В это же время он принял третий, наиболее известный свой псевдоним: Альберт Гаррис, ставший позже его новой фамилией, под которой сочинял и исполнял песни. Певец и композитор Альберт Гаррис - автор мелодии популярной фронтовой песни “Черные ресницы, черные глаза “, песни «Мандолина, гитара и бас» и других известных песен 1930-40-х годов. Интересно, что Гаррис не знал нот. Он напевал пришедшие на ум мелодии брату, работавшему пианистом в джаз-оркестре п/у Эдди Рознера, а он записывал их... Об этом говорил в передаче о Рознере и его оркестре Г.Скороходов. Кроме того, Гаррис напел в 1944 году на пластинку две песни. “Забытый переулок“ и “Песня о моей Варшаве“. Несмотря на «запретительскую» деятельности музыкальной цензуры с популярными польскими музыкантами и исполнителями, которые, спасаясь от немецкой оккупации, эмигрировали из Польши* в Советском Союзе они объединились в два превосходных джазовых коллектива под руководством знаменитых музыкантов – Генриха Варса и Эдди Рознера. Приезд этих коллективов летом 1940 г. в Москву стал ярким событием эстрадно-музыкальной жизни столицы. Первый из них, получивший название Львовский теа-джаз п/у Г. Варса успел даже записать на пластинки целую программу с участием молодой певицы Ренаты Яросевич и двух популярнейших польских звезд – Евгения Бодо и Альберта Гарриса. Альберт Гаррис после распада Львовского теа-джаза перешел в оркестр Эдди Рознера, где не только пел, но и сочинял песни. При этом, Гаррис не знал нот. Юрий Владимирович Цейтлин рассказал о рождении одной из популярных гаррисовских песен: «В 1944 году наш оркестр после длительной концертной поездки возвращается в Москву. В одном купе находились Альберт, его брат Метек, профессиональный пианист, и я. И вот как-то вечером я увидел, что Альберт начинает сочинять музыку. Не замечая никого, он непрестанно что-то мурлыкал себе под нос, вставал, присаживался на минуту, вскакивал, ходил по купе – вид у него был отрешенный и вдохновенный. И вдруг он стал очень важным, гордо сел, закинув ногу на ногу, и скомандовал: - Метек! Брат, любивший в поезде поспать, мгновенно свесился с полки: - Цо есть? - Слухай, - просил Альберт, напевая только что родившуюся мелодию и спрашивал: - Добре есть? - Добре, - отвечал брат. - Записш! Брат записывал и тут же осведомлялся, может ли он продолжать спать. - Можешь, - милостиво разрешал Альберт». Так среди ночи была записана мелодия, к которой на следующее утро Юрий Владимирович сочинил слова. И через несколько дней новая песня «Мандолина, гитара и бас» прозвучала с эстрады“. Гаррис был редко встречающимся “интуитивным мелодистом“ - т.е., человеком, умеющим придумывать оригинальные мелодические темы без каких-либо теоретических знаний о системной организации звуков в мелодии. Вполне возможно, что мелодии некоторых песен Рознера возникли не без участия Гарриса. В 1945 г. А.Гаррис тайно вылетел на военно-транспортном самолете в Польшу. С началом Второй мировой войны Гаррис эвакуировался в Белосток (в армию его не призвали из-за близорукости). В 1940 году певец перебрался во Львов. Там он начал выступать с оркестром Генриха (Хенрика) Варса гастролирующего в то время по многим городам СССР. Первое турне по Советскому Союзу коллектива Варса началось в августе 1940 года с Одессы. Затем последовали Ленинград, Киев, Москва, Харьков, Воронеж. После войны Альберт Гаррис продолжил артистическую деятельность, и прежде всего — композиторскую. Он всё меньше записывался на грампластинках, выступал с сольными концертами. В 1950 году он убежал из Польши в Стокгольм. Позже он покинул Швецию, выехав сначала в Венесуэлу, а оттуда — в США. Умер в в безвестности в1974 году в Лос Анджелесе, США.
Back to Top