Лекция «Гений стали»: лекция к 185-летию со дня рождения Дмитрия Чернова

С Черновым связаны фундаментальные исследования и открытия, во многом определившие развитие мировой научной мысли на несколько поколений вперёд. Один из ведущих специалистов своего времени по сталеплавильному производству более пятидесяти лет посвятил изучению и совершенствованию процессов получения литой стали, методов её деформации и термической обработки. Открытие им в 1868 году критических точек (температур) железа (стали) сделало возможным управление структурой и свойствами стальных изделий, было отправной точкой для создания учения о фазовых превращениях в сплавах. С его знаменитого доклада в Русском техническом обществе началась наука о термической обработке металлов. Труды Дмитрия Чернова заложили основы современного металловедения, ещё при жизни его стали называть «отцом металлографии железа», «провозвестником и главой новой школы». Открытия Чернова стали источником формирования научных основ металлургии и современных прогрессивных технологий литья изделий из металлов и сплавов. В лекции учёного секретаря Политехнического музея, заслуженного работника культуры РФ Стеллы Гургеновны Морозовой «Гений стали», посвящённой 185-летию Дмитрия Чернова, будут представлены основные открытия Чернова, прослежен путь становления и развития творчества учёного в 1860–1880-х годах от студенчества в стенах Санкт-Петербургского практического технологического института до научных открытий и инженерных разработок в цехах и мастерских Обуховского сталелитейного завода. Также будет освещена деятельность Чернова как профессора Михайловской артиллерийской академии, который воспитал несколько поколений офицеров, посвятивших себя развитию и усовершенствованию металлургической техники и материалов для нужд военного дела. Отдельное внимание будет уделено различным проявлениям щедро одарённой талантами натуры учёного: и при проведении работ по разведке залежей каменной соли, и в решении вопросов воздухоплавания, и при создании струнных музыкальных инструментов, которые сравнивают с работами лучших «старых мастеров».
Back to Top