Регентские и певческие курсы Колобанова А.В.
Сайт курсов -
Фильм по книге протоиерея Владимира Колобанова «Дело личное – ЛИЧНОЕ ДЕЛО».
«Оптимизм пессимизма: размышление в неделю святых праотец“.
За две недели до Рождества Христова, в неделю святых праотец за божественной Литургией читается Евангелие от Луки (14, 16–24). Это притча о званных на вечерю, которые отказались от приглашения на нее, предпочтя ей каждый свое дело. Спаситель заканчивает ее словами, которые звучат весьма пессимистично: Много званых, но мало избранных
(Лк. 14, 24). Если учесть, что притча эта изображает Царство
Небесное, то пессимизм как течение мысли, обретает в ней ве-
сомое право на существование.
Конечно, в первую очередь, притча эта является призывом к от-
ветственности каждого из нас за свою судьбу, но все же, слышится
в ней констатация определенного положения вещей в подлунном
мире, настраивающая на пессимистический лад.
Слышится в ней горестное воздыхание Бога о Своем творении.
Важно почувствовать вкус этой божественной горечи. Горечи
вседовольного Бога, каковым Он является по Своему Существу.
Пессимизм в обычном словоупотреблении — мироощущение, про-
никнутое унынием, безнадежностью, почитающее мир безнадежно плохим, а человеческое существование бес-
смысленным. Философский пессимизм полагает это основанием бытия как такового. Ясно, что дух этого учения совершенно противоположен духу слова Божия, данного нам
в Священном Писании. Любопытно, однако, что корпус книг, составляющих Священное Писание, содержит
одну, по общему убеждению, преисполненную пессимизма. Это, конечно же, книга Экклесиаста, с ее известной всему белу свету сентенцией:
суета сует — все суета (Эккл. 1, 2).
Получается, что Святому Духу Божию
угодно было дать место пессимизму
в Своем Откровении. Впрочем, это
неудивительно, ведь Библия является Откровением Бога не только
о Себе, но и о мире, каков он есть.
Мы слышим, что человек некий приготовил вечерю. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, человек этот — Бог,
а вечеря, последняя трапеза дня, после которой никакой другой
уже не бывает — Царство Небесное. Человек посылает за зваными
своего раба. Этот раб — Христос Спаситель. И вот, все как один
стали отговариваться. Кто-
то купил землю, и надо ее посмотреть.
Здесь блаженный Феофилакт видит земное мудрование. Другой
купил пять пар волов — это плотоугодие, поработившее пять чело-
веческих чувств. Третий женился, то есть, предан чувственности.
Вечеря отвлекает званых от вожделенных ими занятий — и они
уклоняются от нее.
Тогда человек велит своему рабу созвать других. Блаженный
Феофилакт подмечает, что евангелист при этом использует слово
«понудить», то есть, созвать насильно. Здесь имеются в виду горечи
земные, понуждающие званых отвлечься от своих пристрастий
хотя бы по неволе. Наконец, трапеза наполнилась, но и тогда оста-
лось еще место, что, между прочим, говорит об общей инертности
созываемых. И вот, тогда-
то и воздыхает Господь: Много званых,
но мало избранных (Лк. 14, 24).
Хочет человек довольствоваться только земным, хотя и привносит
оно в его жизнь, по большей части, лишь суету и томление
духа. Отвращается от заложенного в нем образа Божия — куда нам!
Удовлетворился вполне определением Божиим о себе: Земля еси…
(Быт. 3, 19). Окружил себя искусством, философией — воспевает
суету и томление духа.
Взирает Господь на дело рук Своих и видит, что человек сам
по себе есть предмет жалости, предмет печали, предмет воздыханий, предмет пессимизма. И этот пессимизм ничем не может быть рассеян, как только предрешенным еще на Предвечном
Совете Боговоплощением. Круг замкнулся. Все сущее имеет свой
смысл в Том, Чье Имя: Сый (Исх. 3, 14) — и иначе быть не может…
Человек — предмет вопрошаний:
что он такое есть,
Божьего проблеск Сознанья,
просто земная персть?
Человек — он предмет печали,
он — суета сует
в самом своем начале, —
сказал мудрец и поэт.
Человек — предмет воздыханий,
вечная сердца боль.
Творческих рук созданье
и абсолютный ноль.
Человек — предмет пессимизма,
с какой стороны ни тронь.
Но он соучастник жизни
с Богом, Который — Огонь!
Человек — предмет пессимизма.
Уверишься вновь и вновь.
Но он — соучастник жизни
с Богом, Который — Любовь!
Так вот почему в преддверии Рождества Христова, в преддве-
рии Боговоплощения мы слышим это евангельское чтение! Оно
призвано исторгнуть из наших сердец: Ей, гряди, Господи Иисусе!
(Откр. 22, 20). Аминь.
1 view
326
149
4 weeks ago 00:57:13 1
АБОРТОВ СТАЛО МЕНЬШЕ/ ШКОЛЬНИКИ НЕ УСПЕВАЮТ ЖИТЬ/ МИЛОСЕРДИЕ К ШАРЛОТУ/ ВАКЦИНА ОТ РАКА. ДЕВЯТЬ - 3
4 weeks ago 00:18:39 11
Почему просим Веру непостыдную, Надежду известную, Любовь нелицемерную? | Проповедь епископа Мефодия
4 weeks ago 00:02:44 128
Как #депутат_Малькевич подружил Кировские районы Донецка, Петербурга и Красноярска?
4 weeks ago 00:09:18 5
ПРОПОВЕДЬ. 26-я по Пятидесятнице (притча о безумном богаче), прот. Владимир Колосов, 2017.
4 weeks ago 00:18:18 6
ПРОПОВЕДЬ. 26-я по Пятидесятнице (притча о безумном богаче), прот. Владимир Колосов, 2020.
4 weeks ago 00:14:43 7
ПРОПОВЕДЬ. 24-я по Пятидесятнице (притча о безумном богаче), прот. Владимир Колосов, 2021.
4 weeks ago 00:56:42 2.6K
Санкт-Петербург Патриарха Кирилла/Забытые герои великой войны/Святой царевич Алексей/Мат-язык бесов
4 weeks ago 00:35:59 1
Беседа 41 из цикла “Духовная жизнь по Симеону Новому Богослову“. Священник Константин Корепанов
4 weeks ago 00:57:13 32.4K
Абортов стало меньше. Школьники не успевают жить. Милосердие к Шарлоту. Вакцина от рака. Девять - 3
4 weeks ago 01:36:20 11
#8 🔥 НАТЛАН 🔥 Том 5, глава 1. ЗАДАНИЕ АРХОНТОВ. Паломничество. Возвращение священного пламени! Genshin Impact #170
4 weeks ago 00:09:05 109
Православный календарь; Воскресенье 1 декабря 2024 / 18 ноября 2024
4 weeks ago 00:03:45 66
европа - БОЙСЯ! - «Орешник» на устах всего мира: вооружение России вызвало поток зависти на Западе 25,11,24г.
4 weeks ago 00:07:47 17
Проповедь иерея Константина Кувшинникова - Неделя 22-я по Пятидесятнице ()
4 weeks ago 00:26:45 323
Как подготовиться к грядущим событиям последнего времени | Раввин Шнайдер | НЕДЕЛЯ ВЕРЫ
4 weeks ago 00:37:12 475
Пророческое слово на 2025 год | Рик Реннер | НЕДЕЛЯ ВЕРЫ
4 weeks ago 01:08:00 149
Онлай-показ программы фестиваля (“Стихийный порыв“, “Незабытый день“, “Светлояр“)