Неделя святых праотец. “Оптимизм пессимизма“.

Регентские и певческие курсы Колобанова А.В. Сайт курсов - Фильм по книге протоиерея Владимира Колобанова «Дело личное – ЛИЧНОЕ ДЕЛО». «Оптимизм пессимизма: размышление в неделю святых праотец“. За две недели до Рождества Христова, в неделю святых праотец за божественной Литургией читается Евангелие от Луки (14, 16–24). Это притча о званных на вечерю, которые отказались от приглашения на нее, предпочтя ей каждый свое дело. Спаситель заканчивает ее словами, которые звучат весьма пессимистично: Много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24). Если учесть, что притча эта изображает Царство Небесное, то пессимизм как течение мысли, обретает в ней ве- сомое право на существование. Конечно, в первую очередь, притча эта является призывом к от- ветственности каждого из нас за свою судьбу, но все же, слышится в ней констатация определенного положения вещей в подлунном мире, настраивающая на пессимистический лад. Слышится в ней горестное воздыхание Бога о Своем творении. Важно почувствовать вкус этой божественной горечи. Горечи вседовольного Бога, каковым Он является по Своему Существу. Пессимизм в обычном словоупотреблении — мироощущение, про- никнутое унынием, безнадежностью, почитающее мир безнадежно плохим, а человеческое существование бес- смысленным. Философский пессимизм полагает это основанием бытия как такового. Ясно, что дух этого учения совершенно противоположен духу слова Божия, данного нам в Священном Писании. Любопытно, однако, что корпус книг, составляющих Священное Писание, содержит одну, по общему убеждению, преисполненную пессимизма. Это, конечно же, книга Экклесиаста, с ее известной всему белу свету сентенцией: суета сует — все суета (Эккл. 1, 2). Получается, что Святому Духу Божию угодно было дать место пессимизму в Своем Откровении. Впрочем, это неудивительно, ведь Библия является Откровением Бога не только о Себе, но и о мире, каков он есть. Мы слышим, что человек некий приготовил вечерю. По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, человек этот — Бог, а вечеря, последняя трапеза дня, после которой никакой другой уже не бывает — Царство Небесное. Человек посылает за зваными своего раба. Этот раб — Христос Спаситель. И вот, все как один стали отговариваться. Кто- то купил землю, и надо ее посмотреть. Здесь блаженный Феофилакт видит земное мудрование. Другой купил пять пар волов — это плотоугодие, поработившее пять чело- веческих чувств. Третий женился, то есть, предан чувственности. Вечеря отвлекает званых от вожделенных ими занятий — и они уклоняются от нее. Тогда человек велит своему рабу созвать других. Блаженный Феофилакт подмечает, что евангелист при этом использует слово «понудить», то есть, созвать насильно. Здесь имеются в виду горечи земные, понуждающие званых отвлечься от своих пристрастий хотя бы по неволе. Наконец, трапеза наполнилась, но и тогда оста- лось еще место, что, между прочим, говорит об общей инертности созываемых. И вот, тогда- то и воздыхает Господь: Много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24). Хочет человек довольствоваться только земным, хотя и привносит оно в его жизнь, по большей части, лишь суету и томление духа. Отвращается от заложенного в нем образа Божия — куда нам! Удовлетворился вполне определением Божиим о себе: Земля еси… (Быт. 3, 19). Окружил себя искусством, философией — воспевает суету и томление духа. Взирает Господь на дело рук Своих и видит, что человек сам по себе есть предмет жалости, предмет печали, предмет воздыханий, предмет пессимизма. И этот пессимизм ничем не может быть рассеян, как только предрешенным еще на Предвечном Совете Боговоплощением. Круг замкнулся. Все сущее имеет свой смысл в Том, Чье Имя: Сый (Исх. 3, 14) — и иначе быть не может… Человек — предмет вопрошаний: что он такое есть, Божьего проблеск Сознанья, просто земная персть? Человек — он предмет печали, он — суета сует в самом своем начале, — сказал мудрец и поэт. Человек — предмет воздыханий, вечная сердца боль. Творческих рук созданье и абсолютный ноль. Человек — предмет пессимизма, с какой стороны ни тронь. Но он соучастник жизни с Богом, Который — Огонь! Человек — предмет пессимизма. Уверишься вновь и вновь. Но он — соучастник жизни с Богом, Который — Любовь! Так вот почему в преддверии Рождества Христова, в преддве- рии Боговоплощения мы слышим это евангельское чтение! Оно призвано исторгнуть из наших сердец: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20). Аминь.
Back to Top