чипизация

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — «учение о феноменах») — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Феноменология началась с тезиса Эдмунда Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность). Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки[1]. Самой сущностью сознания является „вкладывание“ смысла в интенциональных актах: „быть сознанием“, значит — „давать смысл“. Поэтому движение „к самим вещам“ ведёт не от понятий к ощущениям, а от производных и вторичных смыслов к изначальным смыслам[2]. Большое влияние на становление феноменологии Э. Гуссерля оказала трансцендентальная философия И. Канта. Философ позаимствовал концепцию о мыслительном творчестве по целевому „конструированию“ идеальных объектов мира[3]. Дальнейшее свое развитие идеи феноменологии получили в экзистенциализме, персонализме, философии жизни, герменевтике. Содержание 1 История понятия «феноменология» и история феноменологии 2 Феноменология Гуссерля 2.1 Задачи феноменологии 2.2 Метод феноменологии 2.3 Осуществление феноменологического исследования 2.4 Основные понятия 3 Примечания 4 Литература 4.1 Классики феноменологии 4.2 Литература о феноменологии 4.3 Феноменологическая периодика 5 Ссылки
Back to Top