В поисках утраченного города Ностальгическая живопись Владимира Брайнина Музыка Игоря Корнелюка

…Кто ответит мне, что судьбой дано? Пусть об этом знать не суждено. Может быть, за порогом растраченных лет Я найду этот город, которого нет… Там для меня горит очаг, Как вечный знак забытых истин. Мне до него последний шаг, И этот шаг длиннее жизни… Думаю, дорогие друзья, Вы узнали слова песни композитора Игоря Корнелюка «Город, которого нет». Стихи для этого песенного произведения написала Регина Лисиц. Песня была написана для фильма «Бандитский Петербург» и во многом раскрыла зрителю «другого Корнелюка». Прозвучав в сериале, где действие происходит в реалиях города на Неве, песня стала прочно ассоциироваться с Санкт-Петербургом. Но по словам композитора, песня «Город, которого нет» написана не о конкретном городе – в ней в общефилософском смысле говорится о жизни в целом. Может поэтому я и использовала мелодию данной песни в своём видео, поскольку в нем речь идет о жизни Москвы, которая старится, утрачивает свой облик. Московские пейзажи, непарадные, грустные, ностальгические воплотились в картинах художника Владимира Брайнина, с которым я и хочу Вас познакомить. Владимир Брайнин — коренной житель, живописец и философ Москвы. Родился он в 1951 году. В 1968 окончил детскую художественную школу Краснопресненского района. В 1968–1970 работал художником-декоратором в Театре им. Вл. Маяковского. С 1968 по 1973 учился живописи в студии Е. А. Додонова, а с 1971 по 1976 — в Московском полиграфическом институте на художественно-графическом факультете. С конца 1970-х годов Брайнин является постоянным участником выставок, он один из тех художников, кто неутомимо, очень плодотворно, с невероятным постоянством много работает. В картинах Брайнина — московские заброшенные дворы, фрагменты домов с лепниной на фасадах, глухие стены, закоулки, фабричные трубы, площади, есть просто изображения отдельных подъездов, фундаментов домов, каменных львов. Работы Владимира Брайнина напоминают архитектурные фотографии. Но мастера интересует не сама архитектура, а то, что добавилось, разрушилось временем, утекло с водой, новой покраской, реставрацией. Город старый, обшарпанный, любимый. Окно дома с вьющимся растением, дверь подъезда, угол балкона, лепнина фасада, городской пейзаж, увиденный сквозь решетку ограды. Вот излюбленные темы Владимира Брайнина. Он умеет написать кусок стены, с которой сыплется штукатурка, и получится картина: и цвет, и ритм, и вся композиция. Владимира Брайнина последние три десятка лет не без основания считают «певцом Москвы», но даже коренные жители столицы далеко не сразу смогут найти те площади, дома и переулки, которые пишет этот художник. Владимир Брайнин обладает своего рода внутренним зрением, позволяющим видеть не столько конкретные пейзажи, сколько некое романтическое пространство своего прошлого. И это не элементарная возрастная ностальгия. «Я чувствую, – говорит художник, – как умирает мой город. Я здесь родился и знаю его достаточно хорошо. Но теперешний социум мне враждебен по сравнению с тем, бывшим лет двадцать назад, враждебен не политически, не эмоционально – он мне просто мешает жить». Как это ни печально, но к словам Брайнина приходится присоединиться. Москва действительно в последние лет двадцать изменилась до неузнаваемости. Речь, разумеется, не о «спальных районах», они никогда и не были ее лицом. Чужим становится центр города, его самая обжитая историческая часть. И дело не только в том, что исчезают старые и появляются новые дома и давит избыточно навязчивая реклама. Меняется колорит или, если угодно, живая аура, а это для художника равносильно исчезновению его прошлого. Может быть, еще и по этой причине Владимир Брайнин сегодня все чаще обращается к уцелевшим фрагментам пейзажа и пишет не «ночь, улицу, фонарь, аптеку», а часть дома или уголок двора, проходную арку, лепнину на фасаде, многочисленные «стены» со следами былых красот и т.д. «…Воздух превращается в насыщенную влагу, свет – в мрак, и даже передан страх темных углов и проулков, силуэты неопределенны и изменчивы, – писал художник в предисловии к каталогу 1991 года. – Я пишу людей, город, какие-то явления, я хочу, чтобы все это не умирало. Может быть, поэтому я акцентирую внимание на моментах разрушения, действия времени – парадокс в том, что у меня в картинах все продолжает жить… И мне всегда важно, что это сделал я, поскольку истратил часть души…». Все материалы для видео взяты из свободных источников в интернете, права на используемые материалы принадлежат их авторам. Выражаю глубокую благодарность всем, кто предоставил материалы в свободный доступ. YouTube канал автора видео: Яндекс Дзен автора видео: RUTUBE: Платформа: VK:
Back to Top