Непобедимые

Непобедимые (Ленинградцы) Год выпуска: 1942 Жанр: Военный, драма, ВОВ Выпущено: СССР, ЦОКС Режиссер: Сергей Герасимов, Михаил Калатозов В ролях: Борис Бабочкин, Николай Черкасов (II), Тамара Макарова, Александр Хвыля, Пётр Кириллов, Борис Блинов, Пётр Алейников, Николай Дубинский, Григорий Кириллов О фильме: Великая Отечественная война. 8 сентября 1941 года фашистские войска группы «Север» перерезали пути, связывающие Ленинград со страной, и блокировали город с суши. Кольцо блокады замкнулось. Фильм повествует о первых месяцах блокады. Коренной ленинградец инженер Родионов в трудные дни блокады остается на своем заводе и налаживает выпуск нового танка... Осенью М.Блейман начал писать сценарий нового фильма. Он назвал его «Ленинградская осень». Автор писал о том, что ежедневно видел перед собой, что сам чувствовал и переживал: о повседневном будничном героизме ленинградцев в первые месяцы войны. 18 октября директор «Ленфильма» издал приказ — приступить к постановке полнометражной кинокартины «Героическая оборона Ленинграда». В приказе по студии лирическое название фильма было заменено друим — более строгим и официальным. Прокатное название «Непобедимые». Режиссеры С.Герасимов и М.Калатозов намеревались поставить фильм, в котором главное было бы не в сюжете, а в характерах и атмосфере событий. Сам факт постановки полнометражного художественного фильма в блокированном врагами городе имел огромное агитационное значение. Интересно Работа над фильмом и в самом деле велась до тех пор, пока это позволяли условия блокады. Продолжать работу над фильмом в Ленинграде вскоре стало невозможным. Работа над картиной была перенесена в Ташкент, на ЦОКС. «В “Непобедимых”,—рассказывал Б.Бабочкин,—специально оговаривалось, что фильм повествует о первых месяцах блокады, а зрители воспринимали нашу картину как фильм о блокаде вообще. И, конечно, при таких обстоятельствах показанная в фильме жизнь ленинградцев выглядела облегченной, приукрашенной, даже фальшивой». Фильм «Непобедимые» оказался ближе более спокойному и аналитичному восприятию наших современников. Тогда критики заметили, что именно этим фильмом открывались многие темы, активно разрабатывавшиеся в послевоенных фильмах о войне, хотя бы тема, заявленная образом героя Бабочкина—Родионова: война наносит трудноизлечимые травмы не только телам, но и душам людей. Своеобразие творческого стиля Герасимова, стремившегося к тщательному воспроизводству фактуры, как человеческой, так и окружающей обстановки, в условиях реальных “декораций“ осаждаемого Ленинграда — артиллерийских обстрелов, авианалётов, горя и смерти на пороге дома, ещё не смертельного, но уже ощутимо подступающего голода — создали совершенно особый по атмосфере фильм. Фиксация сценаристом, а затем и съёмочной группой, отснявшей документальные кадры происходящего вокруг Ленинграда и в самом городе, в дни, когда немецкие войска замкнули кольцо, но не победили и не завоевали город. Через множество деталей и убедительность человеческих характеров (актёры сыграли замечательно!) фильм даёт ощущение, понимание на подсознательном каком-то уровне, почему страна выиграла в конечном итоге Великую Отечественную войну, почему народ оказался по настоящему Непобедимым. Стоит отметить и мощную музыку прекрасного композитора Венедикта Пушкова, по сути, парафраз, приближенный и ритмически, знаменитой “Варшавянки“ (“Вихри враждебные веют над нами...“) Очень точная психологически, эмоционально деталь в сцене, когда герой Бабочкина бьёт немца посреди “берёзового“ кладбища, а потом каской, сорванной с креста, добивает эту сволочь. Такой простой и естественный, но сильный жест. В фильме просто отличные актёрские работы, как и главных героев, так и занятых в эпизодах. Например, в эпизоде бегства мирных жителей из пригорода Ленинграда от наступающих немецких частей, жена инженера Пронина, в ужасе от того, что твориться, что не смогла даже похоронить мать, умершую накануне от ночных бомбёжек, рассказывает об этом главному герою и столько горя в её глазах, столько силы в её словах, обращённых к проходящим мимо миномётчикам. Или короткий монолог Радионова-старшего (Н. Черкасов[Сергеев]) на мягко говоря скромном семейном застолье. Или отповедь главного героя своему сотруднику, у которого на уме только одно — бежать из города. Или... да что там, лучше смотреть фильм.
Back to Top