23-я серия: “РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ? КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ“

Сегодня расширим обсуждение галлюцинаторного опыта выходом за рамки привычного нам культурно установленного мира. Как в разных культурах прокладываются границы между галлюцинаторным, воображаемым и воспринимаемым? Как в разных сообществах различаются представления о реальности и само восприятие и переживание этой реальности? Почему сами наши категории “галлюцинация“ и “реальность“ культурно специфичны, неуниверсальны и встроены в систему из многих локальных верований и допущений? Как феноменологически схожий опыт совершенно по-разному определяется и осмысляется в разных культурах? Основным предметом нашего обсуждения станет то, что в привычной нам здешней психиатрии называется галлюцинаторным опытом: как его возникновение, его содержание и избавление от него зависят от культурных влияний и установок; как разнится “реальное“ и “не-реальное“ в разных культурах; как разнятся сами переживания, их категоризации и интерпретации за пределами нашей локальной культуры. 00:00 введение 0:50 сеттинг: анализ и обсуждение 30 исследований, посвященных изучению влияния социокультурных факторов на галлюцинаторный опыт, на восприятие реальности и на представления о самой реальности, восприятии и галлюцинаторном опыте 2:15 история про двухпалатный разум Джейнса 4:35 популярность веры в сугубо биологические основания галлюцинаторного опыта, ее слабости и проблемы 8:05 разность культурных установок и их влияние на степень знакомства с собственной психикой, на способы интерпретации своего ментального опыта и на сам проживаемый опыт 11:18 различия в концептуализации “галлюцинаторного опыта“ в западном и не-западном мире; разность границ между галлюцинаторным и воображаемым в разных культурах; обусловленное культурными представлениями возникновение и прекращение видений и голосов 23:54 два концепта реальности: культурно-зависимые критерии определения чего-либо как “реального“ и “нереального“, “возможного“ и “невозможного“, “патологического“ и “здорового“, следующие из локальных коллективных представлений и культурно установленных способов мышления и оценивания 28:30 краткая история про обряды перехода: провинциальная инициация и индейцы Калифорнии 31:30 обоюдная разность доступной для восприятия и переживания реальности у людей разных сообществ, приводящая некоторых из них к называнию чужого опыта патологическим или не-реальным 37:55 растительные способы открытия доступа к восприятию настоящей реальности 43:30 концепты реальности и установки в отношении галлюцинаций; разная степень знакомства с работой собственного воображения и разные способы категоризации спонтанно возникающих содержаний сознания в разных культурах; сообщества, где люди обсуждают сны, фантазии и видения как закономерную часть полноценной реальности 1:06:22 антрополог в филиппинской деревне, неспособный видеть и слышать часть общедоступной для всех коренных жителей реальности 1:08:22 культурно санкционированный контент галлюцинаций теряется и меняется после переезда и инкультурации в другую культуру 1:11:52 культурно установленные галлюцинации, которые не излечиваются медикаментами и психотерапией, но исчезают после культурально адекватного осмысленного обращения с ними внутри конкретных культурных представлений 1:15:10 культурные установки, влияющие на подверженность галлюцинаторному опыту и на его содержание 1:21:00 наиболее частые условия возникновения галлюцинаторного опыта в западной культуре, эксперименты по изучению влияния условий ситуации и персональных ожиданий людей на появление у них галлюцинаций и на содержание этих галлюцинаций (или на содержание отчетов о галлюцинациях) 1:28:26 контроль, тревога и навязчивый характер галлюцинаций; разность функций галлюцинаций у разных людей; адаптивная функция галлюцинаций и их положительный личный смысл 1:35:48 различия в частоте галлюцинаций и в их распределении по модальностям (зрительные, слуховые и т.д.) в разных культурах и в разные исторические периоды 1:43:56 когда “объективный мир“ это во многом продукт культуры, а “эмпирически воспринимаемая реальность“ разная у разных людей и сообществ, претензии одного из сообществ на абсолютную истину своих верований и различений проваливаются, особенно, когда это сообщество не пытается их содержательно обосновать и вместо изучения и понимания иных вариантов, игнорирует эти варианты или отрицает их правомерность 1:47:06 даже в тех редких случаях, когда имеется различимое органическое поражение мозга, в которое можно верить как в пусковую причину галлюцинаторного опыта, само содержание этого опыта индивидуально и культурно специфично, и без понимания этой специфики мы не сможем ни диагностировать, ни лечить людей 1:49:50 итоговое слово
Back to Top