В 1996 г. в Москве показывали Джордж Стрелера “Остров рабов“, лукавую, полусказочную притчу Мариво. Сам Стрелер не приехал.
«Так случилось, что последнее из шести представлений давали в день второго тура президентских выборов. И это сделало взаимоотношения жизни и фантазии, главную тему стрелеровского творчества, еще более драматичными, а зрительское восприятие -- еще более острым и жадным. После спектакля публика долго не расходилась. Громких слов никто не говорил, но каждый, думаю, про себя благодарил стрелера. Таким он и останется в памяти -- нездешним, невидимым чародеем, способным на расстоянии побеждать любую реальность. Знавшим секрет особых соотношений света и теней, масок и лиц, веселья и печали, благодаря которым самые простые сценические фактуры начинали дышать особой чувственностью.
На “острове рабов“, как восемь лет назад на “великой магии“, а совсем давно -- на “арлекине“ и “кампьелло“, перехватывало дух от ощущения непостижимого совершенства творившегося на сцене. Набоков когда-то заметил, что у человека, читающего пушкина, расширяется объем легких. Нечто подобное мы испытывали на спектаклях джорджо стрелера, с уходом которого под историей театра xx века явственно проступила финальная черта. И это великодушно подаренное им зрителю ощущение свободного дыхания и головокружительной высоты искусства навсегда останется связанным с его именем».
Роман ъ-должанский