История Железнодорожного сообщения Ивантеевского района
↪️История села Арбузовка связана с историей строительства железной дороги “Пугачевск-Звезда“, село находится возле железнодорожной станции “Тополек“. Железная дорога, которая через нее проходит, была построена в конце 60-х годов 20 века. Но, оказывается, у железной дороги “Пугачевск-Звезда“ большая история.
Идея строительства этой дороги появилась давно, еще в конце 19 века. В 1907 году в нашем районе начали работать специалисты по составлению подробной карты. Эта карта была необходима для прокладки дороги. В 1910 году было построено 11 км пути. Затем строительство было приостановлено. В 1939 году на этом этапе дороги велись ремонтные работы.
В сентябре 1941 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР обсудили вопрос о необходимости создания железнодорожного участка “Безенчук (Звезда) - Пугачевск“, соединявшего Рязано-Уральскую и Куйбышевскую магистрали. Завершение работ планировалось к 15 декабря 1941 г.
Куйбышевский обком партии оказывал партийно-хозяйственному руководству стройки помощь путем проведения мобилизации незанятого городского и сельского населения. Однако низкий уровень технического оснащения, недостаток людей, события Московского и Сталинградского сражений приостановили строительные работы.
Правительственная комиссия смогла принять линию “Безенчук (Звезда) - Пугачевск“ во временную эксплуатацию лишь 5 февраля 1944 г. И снова строительство было приостановлено.
Стараниями Николая Григорьевича Дворянкина и Григория Сергеевича Маркова, при участии Юрия Васильевича Бесекова и Олега Борисовича Базанова, на сельском кладбище был установлен поклонный крест и камень с мемориальной доской в память о строителях железной дороги в годы Великой Отечественной войны.
В 1970 году железнодорожнная станция «Тополёк» приняла первый железнодорожный состав. Для района прибывали строительные грузы, сельскохозяйственная техника, нефтепродукты, а отправлялись зерно, щебень, металлолом. Ивантеевцы могли теперь беспрепятственно приобрести железнодорожный билет до любой точки Советского Союза.
Звучное и красивое название станции дал начальник управления Привожской железной дороги Гордеев, когда он выступал на митенге по поводу приёмки станции в эксплуатацию. Высокий гость сказал тогда:
- Я желаю новому коллективу нашей дороги процветания и высокого экономического роста. Развивайтесь стремительными темпами так, как усиленно растёт вон тот тополёк, что виднеется не в далеке от нас. Скоро это деревце станет могучим и независимым ни от каких катаклизмов природы. И вы в своей работе не отсавайте от него, соревнуйтесь. Могущество и прцветание нашего с вами детища зависит не от силы природы, а от силы нашего духа, наших знаний и стремлений.
Первым начальником станции «Тополёк» был назначен фронтовик, опытный железнодорожник Александр Филиппович Нечаев (на фото в центре). Рядом с ним – его коллеги: слева мастер путейцев Шукаев, а справа – Савин Вячеслав Дементьевич, который впоследствии, после ухода на пенсию Нечаева, возглавит «Тополёк».
На станции был выстроен посёлок железнодорожников, который по имени станции получил тоже название. Здесь собрались в большинстве своем молодые и талантливые люди, желавшие побыстрее обустроить свою жизнь и наладить быт (ФОТО А4). Старшим товарным кассиром становится Тетёшкина Вера Ивановна. Её помнят, как квалифицированного, ответственного, принципиального, но доброго работника. Билетный кассир Береговская Вера Ивановна. Рассказав о станции Тополёк, мы вновь продолжим рассказ о селе.
#Ивантееввка_64 #Ивантеевскийрайон #ИвантеевскийРайонЮбилей95Лет