«Амаде́й» (“Amadeus“), США, 1984 г.

«Амаде́й» (“Amadeus“) — биографическая драма 1984 года режиссёра Милоша Формана по сценарию Питера Шеффера на основе одноимённой пьесы (1979 г.), получившая 8 премий «Оскар», ещё 32 награды и 13 номинаций. В 2019 г. включёна в Национальный реестр фильмов. Пьеса Питера Шеффера, лёгшая в основу фильма, является вольной и крайне беллетризованной интерпретацией биографий композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери. Была написана под влиянием «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и основанной на ней одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова. Музыка - Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Сальери В ролях - Ф. Мюррей Абрахам, Том Халс, Элизабет Берридж, Джеффри Джонс, Саймон Кэллоу Фильм не прекращают ругать с момента выхода и по сей день. За недостоверность. За несоответствие сюжета реальным событиям. За то, что режиссёр поверил Пушкину, а не историкам. Ведь именно Александр Сергеевич превратил байку об отравлении завистником Сальери гения Моцарта в миф, которому верят больше, чем правде. На самом деле, Сальери был очень успешным композитором, гораздо более успешным, чем Вольфганг Амадей. Многие годы он занимал должность придворного капельмейстера, на которую претендовал и Моцарт, так что неизвестно ещё, кто кому завидовал. В своём письме отцу Моцарт в отчаянии писал об императоре: “Для него никого не существует, кроме Сальери!“ Но даже такая интерпретация, далекая от биографической и психологической точности, не делает этот фильм хуже. Гениально срежиссированы все персонажи, сюжет приковывает внимание к экрану просто цепями, фильм вызывает сопереживание, тревогу за судьбу бесценных произведений. Более того, сравнение таланта и посредственности показано в убийственной форме, равно как и сам фильм вызывает почему-то восторг и грусть одновременно.
Back to Top