Солнечная ночь Патриарха

Создатель новой эпохи в истории Грузинской церкви Илиа II: “Грузинская церковь пребывала в тяжелейшем состоянии. Один священнослужитель сказал, что Патриарх встал во главе убитой Грузинской церкви“. В Грузинской церкви служили всего лишь 5 архиереев и около 50 священников. Интронизация Патриарха состоялась 25 декабря 1977 года в храме Светицховели в древней столице Грузии — Мцхета. Илиа II: “Я осознаю ту тяжелейшую ответственность, возлагаемую на меня Господом, которая, в то же время, является великой честью“. Уникальный путь Илии II, начатый в сердце Грузии – Мцхета, длиною в 45 лет, продолжается и по сей день. Дорога Илии II на Голгофу воистину не была легкой. В те времена в Грузии царил атеизм, была отнята автокефалия (полная церковная независимость), храмы были пусты. Были забыты уникальные грузинские церковные песнопения, иконопись. Старейшие храмы были превращены в театры, бани и склады. Сразу же с момента интронизации Патриарх взял на себя тяжелый крест. Он ездил в каждый город и селение, собирая вокруг себя молодых людей. Патриарх решил благословить Джавахети. Там стояли русские военные, которые не пропускали никого, кто не был прописан в регионе. И тогда Патриарх прописался в селе Пока, дабы иметь возможность обойти регион и благословить его. В 1988 году Патриарх приобрел квартиру в Джавахети. Так стало возрождаться религиозная жизнь в Поке. Прихожан становилось все больше. Вековые храмы постепенно оживали, становясь действующими. Вновь стали слышны грузинские церковные песнопения на службах, которые писал и сам Патриарх. Илиа II: “Человек пишет песнопения о том, что давно зреет в его душе и сознании. В такие дни, месяцы и годы, когда церкви было тяжелее всего, и я не находил выхода, тогда и были написаны эти очень простые, но идущие от сердца слова “Я устал, я устал, приди ко мне, Господь“.“ По благословению Патриарха с 1977 года по сей день проходят массовые крещения. С 2008 года Патриарх крестит каждого третьего ребенка в семье, благодаря чему у него уже более 45000 крестных детей. По благословению Патриарха было открыто не одно учебное заведение. Были восстановлены и построены тысячи церквей и монастырей, в том числе, собор Самеба. Патриарх принимал участие во всех работах во время строительства. В самые тяжелые дни Патриарх был рядом со своим народом: в 1989 году 9 апреля и 2008 году. В 2008 году Илиа II прибыл в Гори во время боевых действий. Патриарх прибыл на участок, где были убиты герои Шиндиси и не покинул его до тех пор, пока тела не были вывезены. Илиа II: “У меня было желание стать священником и обзавестись семьей. Хотел служить в маленьком грузинском селении“. Но мечте будущего Патриарха не было суждено сбыться. В возрасте 24 лет ученик духовной семинарии Иракли Гудушаури-Шиолашвили принимает постриг и становится единственным монахом среди своих сверстников. После он стал епископом Батумским и Цхум-Абхазским митрополитом, коим является по сей день Илиа II: “Все грехи Грузии, собранные воедино, я ношу в себе. И несмотря на это, Господь с нами“. Свой тяжелый крест 90-летний Патриарх несет достойно по сей день. Создатель новой эпохи в истории Грузинской церкви день своей интронизации 46 лет назад назвал Солнечной ночью. Как Россия пыталась уничтожить Грузинскую церковь и какой ценой она выстояла? После нарушения условий Георгиевского трактата и аннексии Грузии Россией, 21 июня 1811 года Синод Русской православной церкви постановил превратить Грузинскую церковь в экзархат Русской церкви и 30 июня Александр I это постановление утвердил. Эта дата стала датой ликвидации Грузинской церкви. Автокефалия (полная церковная независимость) была отменена в нарушение церковных правил. Первым экзархом был назначен епископ из грузин, но уже все последующие были русскими. В 1816 году главнокомандующим в Грузии стал генерал Ермолов, а в 1817 году экзархом Грузии — архиепископ Феофилакт Русанов. “Феофилакт Русанов, первый русский экзарх Грузии (1817-1821 гг.), раскапывал могилы, не чуждаясь коснуться могилы самой основательницы христианства в Грузии, Святой Нино... Русские экзархи являлись в Грузию для того, чтобы грабить и разорять церковное достояние древней Иверии, насиловать язык ее жителей, а затем с награбленным имуществом и деньгами возвращаться в Россию…“ — историк и филолог Николай Дурново Первым делом была начата секуляризация Грузинской церкви. Это значило, что церковную собственность надо было конфисковать в пользу государства, а священников посадить на зарплату. Конфискация церковной собственности означала, что церковь перестает быть благотворительным учреждением и уже не может, например, помогать крестьянам во время голодовок. В Грузии запретили пострижение в монахи и рукоположение священников. Запрещалось проводить богослужения на грузинском языке. Одновременно было решено сокращать число храмов и монастырей.
Back to Top