Лаптей в Малороссии не знают

...Стоит только вспомнить деревни малороссийские и великорусские, черную, курную избу орловского или курского мужика и малороссийские хутора. Там опаленная застреха и голый серый взлобок вокруг черной полураскрытой избы, — здесь цветущая сирень и вишня около белой хаты под густым покровом соломы, чисто уложенной в щетку. Крестьяне малорусские лучше одеты и лучше едят, чем великороссы. Лаптей в Малороссии не знают, а носят кожаные чоботы; плуг возят здесь двумя, тремя парами волов, а не одною клячонкою, едва таскающею свои собственные ноги. И при этом, однако, еще малороссийский крестьянин гораздо ленивее великорусского и более его сибарит: он любит спать в просе, ему необходим клуб в корчме, он “не уважает“ одну горелку, а “потягае сливняк и запеканку, яку и пан пье“, его девушка целую зиму изображает собою своего рода прядущую Омфалу, а он вздыхает у ее ног. ....По совести говоря, не надо быть особенно зорким и особенно сильным в обобщениях и сравнениях, чтобы не видеть, что малороссийский крестьянин среднего достатка живет лучше, достаточнее и приятнее соответственного положения крестьянина в большинстве мест великой России. ЕВРЕЙ В РОССИИ, Н. Лесков, 1884 г. Російський класик Лєсков ніяк не заспокоїться і продовжує порівнювати українців з росіянами. Порівняння чомусь не на користь останніх. Він пише, що українські селяни краще харчуються та краще вдягнуті: «Лаптей в Малороссии не знают, а носят кожаные чоботы». Само собою, що і їх будинки значно красивіші та акуратніші. При цьому українець – трохи сибарит, любить поспати, йому потрібен клуб в корчмі, він хоче пити вже не лише горілку, а щось більш вишукане, хоча б настоянки. Як пан.
Back to Top