Причастие Святых Христовых Тайн на войне

Православные мыслители полагают, что убийство на войне существенно отличается от убийства, как преступного деяния в мирное время. Логика этой точки зрения вполне понятна. Воин, защищающий отечество, берет в руки оружие, чтобы предотвратить злодеяния в отношении своих близких. Совершает ли он грех, убивая врага? Да, совершает. Но это грех наименьший по сравнению с тем, что случиться в результате его бездействия. Вместе с тем, поскольку убийство является для человека, несомненно, травмирующим поступком, следует понимать, что совершив его, воин не может не претерпеть ущерба для своей души. Многочисленные психологические проблемы у вернувшихся к мирной жизни ветеранов, проявляются в различных формах. Нередко это, и депрессивные состояния, и злоупотребления алкоголем, и даже суицид. Таким образом, несмотря на некий извинительный фактор убийства на войне, нет сомнений, что лишая жизни врага, человек совершает нечто противоестественное для своей души. В религиозной философии эта проблема имеет общее название – сопротивление злу силой. В связи с этим возникает вопрос: можно ли христианину в условиях военных действий придерживаться обычных христианских практик, важнейшая из которых - причащения Святых Христовых Тайн? Проанализировав современные высказывания православного духовенства, мы видим, что есть определенный консенсус мнений о возможности и даже необходимости причащения воинов во время боевых действий. Особо отмечу, что речь идет о причащении не выбывших из строя, по ранению или демобилизации, а о тех, кто участвует в активных боевых действиях. Это важно с той точки зрения, что воин получает причастие Святых Христовых Тайн не как лекарство для своей травмированной убийством другого человека души, а как готовящийся поразить врага и получающий помощь именно для этого деяния. Обсуждение этого вопроса интересно, в первую очередь, не с точки зрения канонов и исторических прецедентов (хотя и они по-своему важны), но с позиции личного, христианского мироощущения. Для удобства дискуссии, предлагаю прослушать фрагмент с высказываниями инока Киприана (Буркова). Монах Киприан, представляя православное духовенство, является ветераном войны в Афганистане (награжден золотой звездой героя Советского Союза). В своих размышлениях он отталкивается от практических примеров служения священника в условиях боевых действий.
Back to Top