Православные мыслители полагают, что убийство на войне существенно отличается от убийства, как преступного деяния в мирное время. Логика этой точки зрения вполне понятна. Воин, защищающий отечество, берет в руки оружие, чтобы предотвратить злодеяния в отношении своих близких. Совершает ли он грех, убивая врага? Да, совершает. Но это грех наименьший по сравнению с тем, что случиться в результате его бездействия. Вместе с тем, поскольку убийство является для человека, несомненно, травмирующим поступком, следует понимать, что совершив его, воин не может не претерпеть ущерба для своей души.
Многочисленные психологические проблемы у вернувшихся к мирной жизни ветеранов, проявляются в различных формах. Нередко это, и депрессивные состояния, и злоупотребления алкоголем, и даже суицид. Таким образом, несмотря на некий извинительный фактор убийства на войне, нет сомнений, что лишая жизни врага, человек совершает нечто противоестественное для своей души. В религиозной философии эта проблема имеет общее название – сопротивление злу силой. В связи с этим возникает вопрос: можно ли христианину в условиях военных действий придерживаться обычных христианских практик, важнейшая из которых - причащения Святых Христовых Тайн?
Проанализировав современные высказывания православного духовенства, мы видим, что есть определенный консенсус мнений о возможности и даже необходимости причащения воинов во время боевых действий. Особо отмечу, что речь идет о причащении не выбывших из строя, по ранению или демобилизации, а о тех, кто участвует в активных боевых действиях. Это важно с той точки зрения, что воин получает причастие Святых Христовых Тайн не как лекарство для своей травмированной убийством другого человека души, а как готовящийся поразить врага и получающий помощь именно для этого деяния.
Обсуждение этого вопроса интересно, в первую очередь, не с точки зрения канонов и исторических прецедентов (хотя и они по-своему важны), но с позиции личного, христианского мироощущения. Для удобства дискуссии, предлагаю прослушать фрагмент с высказываниями инока Киприана (Буркова). Монах Киприан, представляя православное духовенство, является ветераном войны в Афганистане (награжден золотой звездой героя Советского Союза). В своих размышлениях он отталкивается от практических примеров служения священника в условиях боевых действий.
1 view
3
0
2 months ago 03:10:35 1
МЕДИТАЦИЯ НЕТЛЕНИЯ. ЯВЛЕНИЯ В ТЕЛЕ. ПРИЧАСТИЕ. Андрей Яковишин
2 months ago 00:07:04 1
ПРИЧАСТИЕ. Что каждый православный должен знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»
2 months ago 00:01:00 1
КАКИЕ МОГУТ РОДИТСЯ ДЕТИ
2 months ago 01:15:20 1
Вселенское Православие и Московское Кривославие. Часть 1.
2 months ago 00:00:00 1
Таинство Покаяния исповедь
2 months ago 00:16:14 1
Жить в Боге, чтобы плодоносить. Проповедь о. Константина Корепанова ()