Ференц Лист. Венгерская рапсодия №2. Дирижёр - Владимир Алексеевич Рылов.

Симфонический оркестр Государственной филармонии Алтайского края. Художественный руководитель, главный дирижёр Симфонического оркестра Государственной филармонии Алтайского края Владимир Алексеевич Рылов Вторая рапсодия звучит в знаменитом мультипликационном фильме «Том и Джери». Рапсодия №2 прозвучала в известной компьютерной игре Приключения монстра Маппета, которая появилась в 2000 году. Вторая венгерская рапсодия Наиболее характерное произведение в данном жанре, является самым знаменитым и исполняемым. Структура двухчастная со вступлением, выстроена по сюитному принципу. Медленное вступление воспроизводит речь рапсода. Импровизационность вводит слушателя в мир народной жизни Венгрии. Аккордовое сопровождение изобилует форшлагами и мелизмами характерными прежде всего для венгерской музыки, оно воспроизводит исполнение на струнных народных инструментах этой страны. В основу первой части ложится медленная лирическая народная песня Лашан. Часть имеет ярко выраженный венгерский колорит, благодаря пунктирным окончаниям. Далее тема будет варьироваться. Композитор использует характерные для него приемы мелодического развития, а именно включение большого количества пассажей. Вторая тема излагается в более высоких регистрах и имеет танцевальный характер. Благодаря вступлению материала, напоминающего игру струнно-щипковых инструментов, создается легкий образ. Тема активно развивается и приводит к возвращению первых двух тем, а именно вступления и основной темы. Можно сказать, что I часть имеет трехчастную форму с варьированной репризой. Вторая часть танцевальная, в основу ложится национальный танец фришка. Фришка – это вторая часть знаменитого танца Чардаш. Был популярен благодаря Вербункош. Основными чертами фришки являются живость и стремительность. Танец позволяет отобразить картину народного праздничного веселья. Постепенно фактура усложняется, а тема разгоняется до предела. Волнообразная динамика то приближает, то отдаляет слушателя от эпицентра событий. Примечательно, что композитор использует наиболее характерную гармонию, а именно чередование тоники и доминанты. Благодаря многочисленным вариациям на тему музыка не становится однообразной. После грандиозной кульминации, движение начинает замедляться. Особой театральности добавляет кодовое построение. Сочинение покоряет слушателя собственным разнообразием музыкальных тем.
В начало