Пантеон | Александр Даргомыжский. К 210-летию со дня рождения

Пантеон | Александр Даргомыжский. К 210-летию со дня рождения / Комитет национального наследия, 2023. / Русское общество классического романса, 2023. / Гостелерадиофонд, 2022. / Главная редакция музыкальных программ, 1988. 1988. День музыки Александра Даргомыжского. В передаче, посвященной 175-й годовщине со дня рождения Александра Даргомыжского, ведущий - режиссёр нар. артист СССР Борис Покровский - рассказывает о творчестве композитора и его новаторстве в музыкальном искусстве. Романсы Александра Даргомыжского исполняют нар. артист СССР Артур Эйзен (бас), нар. артистка РСФСР Галина Писаренко (сопрано), нар. артист СССР Евгений Нестеренко (бас), нар. артист СССР Александр Ведерников (бас), нар. артист РСФСР Константин Лисовский (тенор), Алла Аблабердыева (сопрано), Александр Науменко (тенор). Также вы увидите фрагмент кинофильма «Дон Кихот» (режиссёр - Георг Вильгельм Пабст, 1933 г.), в котором Фёдор Шаляпин исполняет на французском языке «Рыцарский романс». Передача посвящена не только романсам Александра Даргомыжского, но и его операм. В исполнении актёров Алексея Кривчени и Андрея Соколова вы услышите сцены из оперы «Русалка». -- Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) — русский композитор, один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Ивановича Глинки и «Могучей кучки». Считается основоположником реалистического направления в русской музыке. Родился 2 (14) февраля 1813 г. в селе Троицком Белёвского уезда (ныне Арсеньевский район) Тульской губернии. В 1817 г. семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Далее в течение трёх лет учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля. Он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 г. осваивал игру на скрипке. Весной 1835 г. познакомился с Михаилом Глинкой, с которым играл на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Глинка также передал ему конспекты уроков теории музыки, которые сам получал в Берлине от Зигфрида Дена. В 1843 г. Даргомыжский уходит в отставку, а вскоре уезжает за границу, где несколько месяцев проводит в Берлине, Брюсселе, Париже и Вене. Там он знакомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети, скрипачом Анри Вьётаном и ведущими европейскими композиторами того времени: Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером. Вернувшись в 1845 г. в Россию, увлекается изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в его романсах и песнях. В 1859 г. Даргомыжского избирают в руководство только что основанного Русского музыкального общества. Он знакомится с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был Милий Балакирев (эта группа позднее станет «Могучей кучкой»). Источник: Гостелерадифонд,
Back to Top