Ты взойди, солнце красное. Документальный фильм о Федоре Шаляпине (Сценарий А.Сокурова. Горьковское телевидение 1981)

О жизни и творчестве певца в 1896-1910, пребывании в Нижнем и дружбе с Горьким () Шаляпин принимал финансовое участие в строительстве в Н.Новгороде Народного дома, где устраивались концерты для бедных людей, а в слободе Александровке была построена школа, которая носит его имя. _ В 1932-1990 годах Нижний Новгород назывался Горький, в честь своего уроженца. В 32 году СССР «отмечал 40-летие творческой деятельности “первого пролетарского писателя“, в связи с чем ЦИК СССР “за литературные заслуги перед рабочим классом и трудящимися“ решил не только наградить его орденом Ленина, но и присвоить его имя центральной московской улице, еще не открытому литературному институту, Художественному театру и т.д. Рабочие Нижнего предложили переименование. «Руководивший тогда краевой партийной организацией Жданов не мог не поддержать порыв пролетарских масс. “Купеческий, старый город с диким нравом уйдет, родится новый, советский, социалистический город Горький“, — резюмировал партийный руководитель. И в Москву отправилось письмо писателю, где были такие строки: “Мы обращаемся к правительству с просьбой дать Нижнему Новгороду твое имя, переименовать Нижний Новгород в город Горький, а Нижегородский край в Горьковский край. Мы заверяем тебя, рабочий класс города твоего имени, пролетарии, колхозники и трудящиеся-единоличники Горьковского края с еще большей энергией, еще большим большевистским упорством и настойчивостью будут бороться за великое дело построения социализма…“ [...] Как свидетельствуют историки, сам писатель был этому не очень рад» (). __ Учась на истфаке Горьковского университета Сокуров работал в редакции худ.вещания Горьковского ТВ, где уже в 19 лет выпустил свои первые телепрограммы и телефильмы. В 75 году поступил во ВГИК (мастерская режиссуры научно-популярного фильма). За отличную учёбу получал стипендию Эйзенштейна. В 79-м, сдав экзамены экстерном, на год раньше срока вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино: его обвинили в формализме и в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. В итоге первый худ.фильм «Одинокий голос человека» (1978) по Платонову не был засчитан как дипломная работа. Ректор приказал его смыть. “И мы его украли: забрали сначала позитивы, а потом я пошёл на склад негативов, переложил негатив в коробки от каких-то своих срезок по чёрно-белым работам и вынес. И никто не кинулся искать фильм. Он хранился у меня много лет, пока его не удалось выпустить на экран“. Тарковский об «Одинокий голос человека»: “…в этом фильме не актёры и даже не любители, а просто люди с улицы. При этом там есть какой-то странный стиль, срез — какие-то странные аспекты, там есть куски, которым я просто, не скрывая, завидую, потому что мне так никогда не снять… Я могу сказать, что в каких-то других сценах я мог бы подняться и выше, но такого я никогда не делал… Там есть кусок чёрно-белый, снятый рапидом и… немой. Это даже не один кадр. Там четыре гениальных кадра. …ты знаешь, что только за одну эту картину… У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные… Но… гений! Рука гения…“ По рекомендации Тарковского в 80-м году Сокуров зачислен на «Ленфильм», где снял первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией док.фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы. Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию Госкино и партийных органов. До конца 80-х ни один его фильм не допущен к прокату. Тарковский дважды организовывал Сокурову выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которым ему более всего не хотелось расставаться. “Грань между «игровым» и «документальным» в его творчестве, изначально зыбкая, с течением времени исчезает вообще. В основе кинематографа Сокурова лежит единое отношение к миру, единая философия взгляда. Документальное и игровое изображение живут в его кинематографе по одним законам. [...] Сокуров процитировал в «Петербургской элегии» (1990) переписку Шаляпина и Горького о любопытной толпе на похоронах Чехова: «И для этой сволочи он писал». [...] В «Петербургской элегии» режиссер так увлекается семьей Шаляпина (перечислением его детей), что (случай в «биографическом» кино уникальный) не говорит ни слова об искусстве певца, не включает в фильм практически ни одного кадра, имеющего отношение к его творчеству. Зато включает крохотный эпизод из «Рима» Феллини с участием Шаляпина-младшего. Смена поколений, природные циклы важнее оставленного на земле следа. Даже эпизод, запечатлевший съемки «Псковитянки», нужен только для того, чтобы обратить наше внимание — там, за плечом Шаляпина, стоит его будущая жена“ ().
Back to Top