Республика Кот-д’Ивуар (в переводе на русский язык Берег Слоновой Кости)
— государство в Западной Африке, которое в 15-17 вв. являлось главным районом вывоза бивней слонов Граничит с Либерией, Гвинеей, Мали, Буркина-Фасо и Ганой, с юга омывается водами Гвинейского залива Атлантического океана. Бывшая колония Франции. В октябре 1985 съезд правящей партии ДПКИ постановил, что слово “Кот-д’Ивуар“ является географическим названием и его не нужно переводить с французского. С тех пор официальное название страны - Кот-д’Ивуар.
В стране насчитывается более 60 этнических групп. Столица — Ямусукро, главный город страны — Абиджан (экономическая столица с населением около 3 млн чел.). Официальный язык — французский, основные местные языки — дьюла, бауле, бете. Национальный праздник — День провозглашения независимости (7 августа 1960 года).Богатство этнографической культуры – более 60 племен, уникальные обряды и церемонии, всегда проходящие с масками, музыкой и танцами… Страна, где музыка и ритм проникают глубоко под кожу, текут по венам и передаются из поколения в поколения. Танцуют все: и вождь, и трехлетний ребенок. Танцуют всегда: когда надо вызвать дождь, изгнать злых духов, вылечить больного…
Танцуют, приветствуя дорогого гостя. Танцуют перед охотой. Во время свадьбы исполняют танцы любви, во время инициации – танцы очищения… Мы приглашаем Вас в Кот-д’Ивуар – танцующую горячую Африку.В Кот-д’Ивуаре, как и вообще в странах Африки, музыка неотделима от повседневной жизни народа. Она сопровождает его от рождения до смерти, без музыки невозможно представить не только какие-либо празднества или церемонии, но и обычную жизнь африканца. Традиционная музыка народов Кот-д’Ивуара исключительно разнообразна по своему функциональному назначению. Столь же разнообразны и используемые музыкальные инструменты. Наиболее широко распространены тамтамы (барабаны). Они бывают большие и маленькие, широкие и узкие, круглые и цилиндрические. У самых крупных тамтамов мембраны изготовляют из высушенной и обработанной соответствующим образом кожи уха слона. Существует также много разных приемов игры на тамтамах — отбивание ритма руками или какими-либо предметами. На тамтамах обычно задают основной музыкальный ритм. Чаще всего основной ритм поддерживается музыкальными инструментами, изготовленными из выдолбленных и высушенных тыкв (калебас), которые издают звуки высокой тональности, контрастирующей с низкими дробными звуками тамтамов. Игра на этих инструментах, как правило, сопровождается всевозможного рода бубенцами, которые находятся у музыкантов, а также прикрепляются к одежде танцоров. Широко распространены музыкальные инструменты — ба-лафоны, несколько напоминающие ксилофоны. Ксилофоны бывают разных размеров, и их звуковая тональность многообразна. Традиционные музыкальные оркестры практически невозможны без флейт. Эти инструменты, также различные по форме (бывают вертикальные и поперечные), очень широко распространены у якуба (дан). Для воспроизведения особенно громких звуков используются трубы и рожки, изготовляемые из дерева или из слоновой кости. В народных оркестрах широко представлены инструменты наподобие арфы, лютни, очень много разнообразных погремушек, трещоток, четко отбивающих ритмы. Наряду с перечисленными широко известными музыкальными инструментами у некоторых народов Кот-д’Ивуара существуют своеобразные уникальные инструменты. В качестве примера можно назвать инструмент, представляющий собой большую калебасу цилиндрической или полуцилиндрической формы, отверстие которой обтянуто кожей. На приделанном деревянном креплении натянуты кожаные струны. На этом инструменте музыкант одновременно перебирает струны и отбивает ритм, ударяя ладонью по мембране из натянутой кожи. Большим разнообразием отличается песенное народное искусство. У каждого народа есть свои характерные формы хорового и сольного пения. Очень интересны ритуальные песнопения (в честь какого-либо божества, по случаю важного события, праздника и т. п.). Постепенное развитие в Кот-д’Ивуаре получают современные формы музыкального искусства. За годы независимости было образовано несколько современных музыкальных коллективов, успешно выступающих у себя на родине и за ее пределами. В стране уже есть свои способные композиторы (один из них, Ману Дибанго, пишет, в частности, музыку для национальных кинофильмов), популярные певцы и певицы. Основным центром, занимающимся подготовкой музыкантов разного профиля, является Национальный институт искусств.
Источник: