Пять пальцев (США - 1952г.)

Интернациональный шпионский триллер времен второй мировой войны о мелком служащем британского двора в Турции, который продавал документы нацистам. Его зовут Улисс Диелло (Джеймс Мейсон), он албанец и работает личным камердинером британского посла сэра Фредерика Тейлора (Оскар Карлвейс). Он испытывает некую сдержанность в финансах и решает подзаработать, придя к немецкому атташе Людвигу Карлу Мойзишу (Уолтер Хэмпден) с предложением секретных документов в обмен на крупную сумму денег. Проверка документов, которые тот действительно скопировал с оригинала из сейфа своего хозяина, оказываются настоящими, Улисс получает предложение постоянной работы агента и кодовое имя Цицерон, ибо опасается за собственное раскрытие. Вырученные деньги он прячет у аристократки Анны Стависки (Даниэль Дарьё), которая тоже нуждается в деньгах и не будет задавать лишних вопросов. Вскоре, впрочем, ситуация оказывается слишком горячей – немцы сомневаются в верности агента, а британцы пытаются его вычислить и устранить, и Улисс отправляется в Южную Америку с заработанными последней сделкой деньгами, так как Анна к тому времени сбежала, сдав его по обе стороны фронта. Довольно странный выбор темы для творчества Джозефа Манкевича, до этого не особо замеченного на поле шпионского триллера. Кроме того, сам фильм не пестрит обычным количеством диалогов, а многие сцены сняты и вовсе без слов. Впрочем, по количеству сюжетных поворотов и пикировании персонажей, автор все равно узнается довольно быстро. С другой стороны, на проекте видно влияние продюсера Дэрила Занука, который еще долго продолжал воевать даже после окончания войны. При этом историческая справедливость часто должна была быть выдержана, что касается и этой ленты, в основе истории которой лежит настоящие события, произошедшие в Турции с британским работником посольства, которому Манкевич просто поменял имя. Постепенно военная и шпионская тематика плавно растворяются в психологизме противостояния двух сильных персонажей, что оборачивается, по сути, войной полов или противостоянию классов, более интересных тем для самого Манкевича, чем продажа документов. Автором сценария, кстати, тут числится тот самый Майкл Уилсон, приверженец левых политических взглядов, за что был запрещен вскоре после выхода фильма в прокат. Главные роли сыграли весьма яркие звезды Джеймс Мейсон и француженка Даниэль Дарьё, а сам Манкевич получил возможность поснимать прямо на натуре в Турции. Несмотря на то, что это действительно шпионский триллер, он мало похож по структуре, повествованию и атмосфере привычным мускулинным грубоватым фильмам того времени в этом жанре. В фильме мало перестрелок, мало крепких крутых парней с пушками, да даже антагонисты-нацисты, условно говоря, поданы просто как другая сторона противостояния, без обычного людоедского садистского образа. К слову, практически все немецкие персонажи в фильме имеют своих реальных прототипов времен войны. Однако и с протагонистами все не так просто. Один продает секретные документы врагам, а другая цинично пользуется этим, после чего и вовсе предает. Но та мощная актерская игра, которую демонстрируют тут Дерьё и Мэйсон, буквально вынуждают чувствовать к их героям симпатию. Это позволяет Манкевичу выстроить вокруг них не деловую связь, но настоящую сложную симфонию отношений. Шикарно держится сценарий и до последних развязок, с потерями, разочарованием героев и тотальным обманом друг друга. Может быть, не самый востребованный любителями шпионских фильмов объект, но точно один из самых тонких и элегантных.
Back to Top