II Всероссийский фестиваль шаманизма «Дунгур»

Одним из главных выразительных средств шаманского искусства являлась его музыка. У тувинцев отдельные шаманы были крупными знатоками героических сказаний, сказок и мифов. Вера в магическую силу сказительства была настолько сильна, что тувинские охотники брали с собой на охоту сказочника-рапсода-певца и делили свою добычу с ним. Среди этнических групп Саяно-Алтая были широко распространены мифы о любви горных духов к музыке, сказкам. Собиратель тувинского фольклора О.К.Дарыма рассказывает, что духи - хозяева гор любят песни, игры на музыкальных инструментах. Горные духи, заслушавшись музыкой и пением, за игру на музыкальных инструментах оделяют охотников богатой добычей. Это подтверждает П.А.Трояков в своей книге «Промысловые и магические функции сказывания сказок у хакасов». По шаманским пред ставлениям, таких духов имели леса, горы и даже стоянки кочевников. Характерная черта в деятельности шаманов - это тесная связь с музыкальным творчеством и искусством вооб ще. Шаманы были хранителями и исполнителями песен ного искусства, передаваемого из поколения в поколение. Слушая шаманские камлания, люди учились интонировать музыку, родной звукоряд, мелодии. Поэтому вполне естественно отражение в шаманской музыке чувств, привычек, потребностей, интересов, вкусов, навыков людей. В шаманском камлании можно обнаружить значительные по мелодическому блеску лирические страницы, стройность музыкальной ритмики и изящества языка. Источник: Кыргыс З.К. РИТМЫ ШАМАНСКОГО БУБНА. Дүңгүр хөөнү. RHYTHMS OF THE SHAMAN’S DRUM. Научное издание. На тувинском, русском и английском языках. - Кызыл: ОАО «Тываполиграф», 2013 - 72 с.
Back to Top