Стоя на голове большой рыбы: экзаменационные практики в традиционном и современном Китае

Для внешнего наблюдателя Китай часто предстает как средоточие учености. Во многом такое представление соответствует действительности. Даже в современном Китае назначение на государственные должности по-прежнему возможно по итогам экзаменов, в которых побеждают достойнейшие, учителя пользуются особым уважением, а университетский диплом — неоспоримая ценность. Однако что скрывается за таким меритократическим фасадом? Почему, вопреки ценностям коллективизма, китайское общество пронизано жесточайшей конкуренцией, школьные годы наполнены выматывающей учебой, а после сдачи необходимых экзаменов не остается сил на дальнейшую учебу и работу. Практика экзаменов, зародившаяся в традиционном обществе, сохранилась и в современном Китае. И сегодня она оказывается той ниточкой, потянув за которую можно размотать весь клубок острых социальных проблем, о которых не принято открыто говорить в Китае сегодня: цели обучения и выбор жизненного пути, престиж жизни в городе и презрение к сельским жителям, почему лучше быть этническим китайцем (ханьцем), а не представителем этнического меньшинства. Об этих проблемах современного китайского общества поговорим во время лекции, посвященной традиции и современным практикам экзаменов в Китае. На лекции вы узнаете: Как система государственных экзаменов позволила Китаю опередить в развитии западные страны? Зачем перед экзаменом приносить в храмы зеленый лук? Как быть, если экзамен оказался провален? Лектор — Полина Рысакова, социолог, доцент кафедры теории общественного развития стран Азии и Африки Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Back to Top