Дании́л (ивр. דָּנִיֵּאל, Даниэль, др.-греч. Δανιὴλ, Даниил, араб. دانيال, Данияль) — библейский пророк (в христианской традиции относящийся к «великим пророкам»).
Потомок знатного иудейского рода, подростком попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона — при дворе Кира и Дария. Среди известных эпизодов истории Даниила — его чудесное спасение в львином рву и истолкование слов «мене, мене, текел, упарсин», начертанных таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира.
При этом автор Книги Даниила демонстрирует довольно смутные знания о реалиях Нововавилонского царства, а его пророчества рассматривал как позднейшие ещё в III веке неоплатоник Порфирий. К настоящему времени сложился широкий научный консенсус вокруг утверждения, что Книга Даниила была создана существенно позже Вавилонского пленения (возможно, в Палестине во время Антиоха IV Епифана и Маккавеев ок. 170—164 годов до н. э.), являясь образцом возникшей в эллинистическую эпоху апокалиптической литературы.
В Ветхом завете имя «Даниил» упоминается ещё несколько раз, в том числе в обращении книги пророка Иезекииля к тирскому царю: «ты премудрее Даниила» (Иез. 28:3). Маловероятно, что Иезекииль имел в виду пророка Даниила. При раскопках города Угарита была обнаружена поэма XIV века до н. э., герой которой — мудрый и справедливый судья, заступавшийся за вдов и сирот — носит имя Дани-Ил, отсылающее к почитанию им бога Эля/Ила: некоторые учёные отождествляют Даниила, упомянутого у Иезекииля, с Дани-Илом этой поэмы.
Пять Царств Даниила и их толкование в христианстве
Даниил объяснил Навуходоносору сон про истукана (Дан. 2:31), разбитого камнем, который после этого сделался великою горою (истукан — языческие царства, сменяющие друг друга, камень — Мессия, а гора — Вечное царство Божие; см. Колосс на глиняных ногах).
Ты (Навуходоносор) — это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно
Согласно одному из отцов Церкви, Ефрему Сирину, «златая глава» — царство вавилонское. Серебряные грудь и руки — царство Мидян. Чрево и бёдра медные — царство персидское. Голени железные — царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные — десять царей, восставших после Александра. Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землею возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины — десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;
Иоанн Златоуст добавляет, что слова «смешаются через семя человеческое» (Дан. 2:43), означают, что среди царей этих многие будут не царского рода.
«И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу» (Дан. 2:45) — по толкованию Ефрема Сирина: «Царство сие не иудейскому народу дано будет. Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков; но в самой действительности исполнилось сие пророчество на Господе нашем». «Камень отторгнут был от горы не руками» (Дан. 2:45) — это Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечен от горы, то есть произошел от племени Авраамова. Также Ефрем пишет, что Гора означает и «святую Деву, от Которой отсечен камень без рук, то есть неискусобрачно».
Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы» — «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;
«И наполнил всю землю» (Дан. 2:35) — это об Евангелии, которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства — это гордость (македонян) и владычество (римлян).
Библия гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов, за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись.
#Даниил #ПророкДаниил #Христианскиефильмы
1 view
93
25
7 months ago 00:52:21 1
Библейские лица и образы в гимнографии 14. Пророк Даниил и три отрока в церковной гимнографии