На обложке каждого издания книги Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» написано: книга, вдохновившая «Звездные войны». С этим не поспоришь! Сюжет оригинальной трилогии идет по всем пунктам, указанных в исследовании Кэмпбелла.
Оглушительный успех «Звездных войн» и лично Лукаса полностью изменили индустрию блокбастеров в Голливуде. «Звездные войны» (а на самом деле книга Кэмпбелла) стали образцом успешного и резонирующего сторителлинга. Поэтому не стоит уходить далеко, «Звездные войны», по признанию самого Лукаса, полностью основаны на Кэмпбелле.
Трилогия следует за обычным деревенским юношей – Люком Скайуокером. Он отчаянно хочет покинуть родную деревню, в которой жил всю свою жизнь. Родные Люка удерживают его от путешествие в неизведанное, несмотря на ярое желание. Однако, в его руки попадает дроид, в котором хранится карта Звезды Смерти, со всеми уязвимостями и изъянами смертельного оружия Империи. Хозяйственный дроид теперь становится угрозой для семьи Люка.
Так и выходит – Имперские офицеры сжигают родной дом Скайуокера, пока сам Люк пытался выяснить предназначение дроида у старца Оби-Вана Кеноби, мастера джедая. Когда Люк узнает о смерти своего дяди и своей тети, происходит Зов - Кеноби предлагает Люку покинуть свой дом, чтобы доставить дроида повстанческим силам. Люк соглашается. По Кемпбеллу, это называется Исход – герой оставляет привычную остановку и отправляется в неизвестное. Сам Кеноби становится Защитником Люка, его наставником.
Люк добивается определенного успеха будучи участником повстанческого движения против имперских сил. Он учится быть джедаем и сталкивается с откровениями. Он узнает, что его настоящий отец – это один из лидеров империи Дарт Вейдер. Они сражаются в поединке и Люк проигрывает. Он отступает, но теперь знает правду. Люк продолжает свое обучение. Учится контролировать свой гнев.
Наконец, Люк встречается не только со своим отцом, но и Императором Сидиусом. Именно он был человеком, против которого сражаются повстанцы. Люк побеждает Сидиуса с помощью своего отца, Люку удается пробудить отцовские чувства в Вейдере, перед этим, победив его в поединке. Со смертью Императора заканчивается Инициация – герой преодолевает препятствия и побеждает, добивается поставленной цели. Люк побеждает имперские силы, война подходит к концу.
После этого Люк возвращается к своим друзьям, которых он обрел во время своего путешествия к революции. Стоит отметить, что привычная обстановка для Люка – это не сколько его родная планета, сколько обычные человеческие отношения. Несмотря на свои способности, которыми не обладают обычные люди. У него получается заводить дружбу. Привычная обстановка – это не баталии государственного масштаба, не сверхспособности и световые мечи – это быт, диалог, люди. Происходит Возвращение – герой одерживает победу и делится с окружающими своим благом. В случае с Люком – это победа в войне, победа над силами зла.
Сценарий «Звездных войн» - один из классических примеров имплементации работ Кемпбелла в поп-культуре. Лукас напрямую это признает: «Я пересказываю старый миф на новый лад. Каждое общество знает этот миф и пересказывает его по-своему, в зависимости от среды, в которой оно живёт. Идея всюду одна и та же. Разница лишь в том, как она локализована».
Если опустить сверхъестественные элементы, большую политику галактического масштаба в «Звездных войнах», миф, на котором основано повествование – это история про всех нас, про обычного человека.
Борьба, выход из привычной среды и своеобразные триумфы над трудностями в медиа – это метафора нашей обычной жизни. Конечно, миф про героя постоянно подвергается деконструкции. Возьмем например «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина. Разве герои там доводят дела до конца? Преодолевают трудности? Нет, зачастую они умирают до того, как могут столкнуться с «главным злодеем». Зачастую, они сбиваются с пути.
Тем не менее, трудности и преодоление трудностей – бесконечный процесс, с которым сталкивается человек. Именно поэтому нарративы про «избранного», который спасает весь мир, всю галактику с помощью работы над собой, так резонируют с людьми.
Сам Лукас тоже признавал связь мифа и повседневности: « Мифы рассказывают старые истории, не угрожая нам. Они — воображаемое место, где вы в безопасности. Но они заключают в себе реальные истины, о которых надо говорить. Иногда эти истины так болезненны, что выдуманные истории становятся единственным способом их воспринять».
2 views
4320
1380
2 weeks ago 00:04:44 1
Oxxxymiron - Тысячеликий Герой
3 weeks ago 00:45:45 1
Путь героини: драматургия историй о женщинах. От Арахны до Сойки-Пересмещницы (ОкКульт)
3 weeks ago 00:29:07 1
Тысячеликий Герой | Путь Героя | Великая книга или Инструкция?
4 weeks ago 00:04:44 1
Oxxxymiron -3 раунд против Славы КПСС (Гнойного), про книгу “Тысячеликий Герой“ под бит
4 weeks ago 00:37:37 1
ОТ КОГО МЫ ПРОИЗОШЛИ? | смысл 2001: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ | разбор СПГС
1 month ago 01:04:05 1
Сказочные сюжеты, их структура и то, как все это влияет на нас. Лекция 1
2 months ago 02:58:01 1
Джозеф Кэмпбелл: человек с тысячью лиц
3 months ago 00:06:44 1
Как опознать свой архетип Тени (Экспресс-методика)
3 months ago 01:35:15 1
Мономиф или ПУТЬ ГЕРОЯ • Тысячеликий герой • Мифологическая структура
4 months ago 09:45:05 2
ТЫСЯЧЕЛИКИЙ ГЕРОЙ. Часть 1 / Джозеф Кэмпбелл. Перевод и статьи: Н. Калина и А. Хомик. Аудиокнига
4 months ago 00:00:54 1
Что из себя представляет концепция “Тысячеликий герой“
4 months ago 00:17:49 1
ВОТ ПОЧЕМУ все герои аниме ОДИНАКОВЫЕ | Архетип героев аниме
4 months ago 01:37:36 1
ТЫСЯЧЕЛИКИЙ ГЕРОЙ: ПОЧЕМУ ВСЕ ИСТОРИИ ОДИНАКОВЫЕ?
5 months ago 00:23:34 2
Путь Героя или Эволюция Души. Философия Эпохи Метамодерн
5 months ago 06:01:11 1
Герой и бунтарь: Создание бренда с помощью архетипов Часть 2 Маргарет Марк и Кэрол Пирсон Аудиокнига
5 months ago 11:19:58 1
Герой и бунтарь: Создание бренда с помощью архетипов Часть 1 Маргарет Марк и Кэрол Пирсон Аудиокнига
6 months ago 00:26:01 1
Этапы путешествия Героя в трансформационных играх
7 months ago 01:03:22 2
Соловова Валентина Олеговна. Путь Бильбо как путь “Тысячеликого героя“
7 months ago 01:44:31 1
О. Седых. «Звёздные войны» как вариант мономифа: антропология и прагматика скринрайтинга
7 months ago 00:04:34 10
Что делает из человека героя? [TED-Ed]
7 months ago 00:18:43 1
126. Новый герой. Новый мономиф
7 months ago 00:09:57 1
nanowrimo 2022 + полезная литература
7 months ago 00:09:01 1
МОНОМИФ. Про сценарии для кино и почему все фильмы одинаковы