Первый в мире шагающий экскаватор был создан в 1913 году, когда американец Оскар Мартинсон изобрел шагающий механизм для драглайна. Однако и первая, и последующие зарубежные машины использовали механический ход — в них стояли эксцентрики, приводящие в движение башмаки. Отцом же шагающих экскаваторов в том виде, в котором они известны сейчас, был советский конструктор, главный специалист горнорудного машиностроения Уралмашзавода — Борис Иванович Сатовский.
В 1948 году началась одна из великих советских строек — прокладка канала Волга — Дон. Для неё требовались более мощные землеройные машины для перемещения сотен миллионов тонн грунта. Именно тогда встал вопрос о создании шагающих экскаваторов. Сначала рассматривали вопрос о том, чтобы доверить проектирование и производство таких машин Новокрамоторскому машиностроительному заводу, но уралмашевцы настояли, чтобы проект отдали именно им. Всего Минтяжмаш СССР отводил на всё производство (от разработки до изготовления) первого драглайна 8 месяцев, хотя реальный срок, который требовался на создание экскаватора — 3 года. Шагающий экскаватор ЭШ (14 — это объём ковша в «кубах», а 65 м — длина стрелы) был готов точно в срок и отправился прямиком на строительство Волго-Донского канала, где проработал ровно 30 лет, побив все возможные рекорды долголетия. А Павел Петрович Бажов окрестил его «Царь-машиной», однако, по сравнению со следующими поколениями, ЭШ можно было назвать игрушечным.
Второй по величине шагающий экскаватор в мире — ЭШ — стал советским ответом на американский драглайн Big Muskie, который был абсолютным рекордсменом по габаритам, пока его не демонтировали. После распада СССР начался не самый благополучный экономический период в истории России, и ЭШ оказался невостребованным — в конечном итоге его разобрали на металлолом.
Сегодня титул самого большого шагающего экскаватора в мире принадлежит российскому ЭШ . В его ковш объемом 65 кубометров влезает четыре легковых автомобиля, а вес всего драглайна достигает 6 тысяч тонн. На создание машины ушло три года и еще четыре — на наладку и настройку, а с Уралмашзавода комплектующие транспортировали десять товарных поездов. Всю свою жизнь он провел на Тулунском разрезе, разрабатывая карьер практически в одиночку.
3,641 views
216
61
7 months ago 00:04:23 1
Крупнейшему в России шагающему экскаватору исполнилось 20 лет
7 months ago 01:29:56 1
Лисичкин Хлеб - Ретроспектива (1992-1994)
7 months ago 00:00:06 1
Экскаватор шагающий. Таймлапс
7 months ago 00:04:20 1
Самый большой шагающий экскаватор в России ЭРШРД-5250
7 months ago 00:12:28 9
Шагание ЭШ 6/45 - Часть 2. (Шагающего Экскаватора)
7 months ago 00:10:36 1
Спецтехника. Экскаватор паук. Уникальный трактор
7 months ago 00:03:12 1
Шагающие экскаваторы.
7 months ago 00:03:12 1
Шагающий экскаватор ЭШ-15/90.
7 months ago 00:10:27 12
Переход Шагающего Экскаватора ЭШ 10/70 через трассу. Без музыки.
7 months ago 00:01:31 6
Работа шагающего экскаватора. Квадрокоптер.
8 months ago 00:25:57 1
Покатушка на квадроциклах к гигантскому шагающему экскаватору!
8 months ago 00:08:25 1
Для чего создают необычные экскаваторы с ногами и колесами.
8 months ago 00:14:03 1
Запрещённое Цифровое Будущее. Каким будет наш мир через 50 лет?
8 months ago 00:10:27 3
700-тонный шагающий экскаватор ЭШ-10/70 пр-ва НКМЗ “шагает“ по Свердловской области
8 months ago 00:42:02 1
Хрущев, Ковригина, Рыжков. Наши в федеральной власти. 300 имен Екатеринбурга. Часть 3.
9 months ago 00:11:25 1
Виртуальная экскурсия по самому большому шагающему экскаватору
9 months ago 01:44:35 1
Иркутская история. Алексей Арбузов. Радиоспектакль 1960год.
9 months ago 00:02:45 1
Спасение шагающего экскаватора
9 months ago 00:10:27 1
Переход Шагающего Экскаватора ЭШ 10/70 через трассу.
9 months ago 00:04:33 1
Шагающий экскаватор. Сделано в СССР
10 months ago 00:02:01 22
Рудоремонтный завод изготовил первый 20 ти кубовый ковш для шагающего экскаватора
10 months ago 00:00:15 1
Роторный экскаватор в деле. Экскаватор монстр. Тяжелая техника