Вдова пастора / Prästänkan / The Parson’s Widow 1920
Страна: Швеция
Жанр: драма, мелодрама, комедия, ужасы, немое кино
Год выпуска: 1920
Режиссер: Карл Теодор Дрейер / Carl Theodor Dreyer
В ролях: Хильдур Карлберг, Эйнар Рёд, Грета Альмрёт, Матильда Нильсен, Олаф Круст, Эмиль Хельсенгрин, Лоренц Тигольт, Курт Велин
Каждый из нас рано или поздно сталкивается с необходимостью перемен в жизни ради исполнения собственных целей, которые ещё вчера казались мечтами. Но что делать, когда на одной чаше весов оказывается карьера, а на другой – любовь? А если одно зависит от другого?.. В 1920 году, когда до появления звукового кино оставалось меньше десятилетия, датский режиссёр-космополит Карл Теодор Дрейер снял в Швеции свой второй фильм «Вдова пастора» по мотивам сказки норвежского поэта и священника Кристофера Янсона, в которой ставятся подобные извечные вопросы.
Действие происходит в скромной норвежской деревушке, где всё у всех на виду. Когда речь заходит об избрании нового пастора, претендентов оказывается не так уж много – всего трое, и то все люди не местные. Самый молодой из них Софрен, весьма прыткий и самоуверенный человек, больше других рвётся в бой – ведь, став пастором, он сможет жениться на своей возлюбленной Мари. И вроде бы ему повезло – старейшинам он приглянулся. Вот только не учёл добрый молодец, что молодому пастору закон предписывает брать в жёны вовсе не возлюбленную, а престарелую пасторскую вдову – леди Маргарет, пережившую трёх мужей и за глаза называемую ведьмой...
«...Если датское кино хочет надеяться когда-либо занять достойное место в мире, оно должно выполнить одно условие — осознать ситуацию и посмотреть правде в глаза... И, к сожалению, правы те, кто считает, что датское кино обращено исключительно к зрителям, читающим «В часы досуга» и «Ника Картера»...» Опубликовав эти горькие заметки, Дрейер отправился в Швецию, где для студии «Свенск» снял на натуре «Вдову пастора» (1920). Историю создания фильма Дрейер описывает так: «Требовался небольшой сюжет для быстрой постановки. Тогда мне и попалась эта симпатичная норвежская сказка, которую я почти без изменений перенес на экран. Надо было также найти роль для старой, семидесятишестилетней женщины (Хильдур Карлберг), которая умерла сразу же после съемок. Перед началом, уже очень тяжело больная, она сказали мне: «Будьте спокойны, я не умру, пока не закончится работа над фильмом». Я ей поверил. Она сдержала свое слово». И хотя Дрейер намеревался создать юмористическое произведение, сюжет его фильма можно рассматривать как «веселье на суровом фоне». Сегодня фильм впечатляет зрителя ещё и тем, что не было присуще творчеству режиссера, — грубоватостью и реализмом юмора.