Почитаемая пещера, или “Пещёрка“ в деревне Трутнево (Гдовский район Псковской области)

В 19 километрах от Гдова находится интересный памятник природы и пещерный храм Трутневская пещера, или «пещёрка», как называют её местные жители. На сайте «Православие. Ру» () можно прочитать такую легенду: «Лет 200-250 назад местный помещик Трутнев хотел поставить мельницу. Начал возводить плотину, но в один из дней строители, придя на место работы, с удивлением нашли разрушенным все то, что они до этого строили. Строительство было начато заново, еще более основательно. Однако история повторилась…, помещик в третий раз приказал начать строительство и организовал дежурство около строящейся плотины. Все шло успешно, пока в одну из ночей не раздался страшный грохот: плотина в мгновение рассыпалась. Мужики, выскочившие из засады, сначала не увидели никого, однако потом заметили, что по долине реки идет женщина в белом одеянии и ведет за руку младенца. Пройдя вниз по руслу до излучины речки, женщина и дитя вошли в стену ущелья. Утром о случившемся было доложено помещику. Придя к плотине, он увидел ее полностью разрушенной, как и в предыдущие разы. Вдруг кто-то из присутствующих заметил на одном из камней, лежащих в воде, следы. Один след большой, как от обуви взрослого человека, и несколько маленьких, младенческих, от босых ног, причем один из них такой четкий, что видны даже пальчики. Желая получить добрый совет, Трутнев обратился к старым людям. Те ему сказали, что, судя по последним событиям, строить на этом месте нельзя, потому что место святое, а женщина с младенцем была никто иная, как Богоматерь с маленьким Христом». Согласно легенде, с этой истории началось почитание камня и пещеры. Эту же историю можно прочитать в рекламном буклете, который раздается всем посетителям, её же рассказывает в своих проповедях настоятель храма апостолов Петра и Павла в деревне Ветвеник отец Константин. Вероятнее всего, отец Константин обработал и додумал местные предания, которые могли существовать параллельно с другой легендой об играющих детях, о ней речь пойдет ниже. Российский ученый Жанна Владимировна Кормина пишет: «Священник основывает правдоподобность своей истории на принципе соотнесения предания, собранного, по его признанию, «по крупицам», с реальными деталями ландшафта и соображениями здравого смысла. Кроме этого, он историзирует предание, пытаясь определить дату чудесного события. Он берет на себя роль хранителя памяти, которую, как он сам объяснил нам, люди утратили, но «народ сохранил», и вообще видит целью своей работы восстановление забытой традиции…» Еще в 2000 году местные жители рассказывали другую легенду: «…Там было виденье. Играли дети на горе, и видят: на этом камушке сидела женщина с маленьким ребенком. И они начали бросаться камушкам[и] туда. И [в]от якобы она взяла этого ребенка на руки и ушла в пещеру…» По другой легенде в Трутневской пещере произошло явление иконы Пресвятой Богородицы Почитание этого места, по словам Ж. В. Корминой, началось в последней трети XIX века, она же приводит первое письменное свидетельство этого почитания - рапорт в Синод из канцелярии митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского и Финляндского Исидора за 1879 год. В этом рапорте упоминается явление иконы пресвятой Богородицы Официальное православие в разные годы по-разному относилось к трутневской святыне. В наше время, благодаря усилиям отца Константина, территория вокруг пещерки благоустроена, а недалеко от неё находится Скит Свято-Благовещенской Никандровой пустыни, а на его территории - Церковь иконы Божией Матери “Целительница“. Более подробно о Трутневской святыне можно прочитать в монографии Ж. В. Корминой «Паломники. Этнографические очерки православного номадизма» (СПб.: ВШЭ, 2019г.) и в книге А. А. Панченко “Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России (СПб. : Алетейя, 1998г.) Администраторы сообщества ВКонтакте «Туристскими тропами» обратились к доктору филологических наук, сотруднику Института русской литературы Александру Александровичу Панченко с просьбой рассказать об этой святыне. А. А. Панченко много лет занимается изучением деревенских святынь Северо-Запада, он автор книг и статей на эту тему. Приятного просмотра.
Back to Top