В логике «взрыва» отечественного неигрового кино, который приходится на 1987—1992 гг., громкий фестивальный успех фильма Владимира Тюлькина можно определить как высшую точку процесса, точку на гребне «взрывной» волны, а сам фильм вписать в ряд наиболее значительных кинематографических событий рубежа десятилетий. Того времени, когда большинство критиков — из того заведомого меньшинства, которое пишет о неигровом кино, — пребывает в убеждении, что документалисты в конце 1980-х — начале 1990-х гг. одерживают победу только на публицистическом фланге под знаменем перестройки. Что это в известном смысле — болезнь роста обновленной документалистики и неизбежная плата за «застой», а «искусством» она, документалистика, займется позже, в пору зрелости. Меж тем подлинное искусство предъявляет себя без паузы: Пост, А прошлое кажется сном..., Встречный иск, Советская элегия, Лосев — принадлежность этих фильмов к серьезному и глубокому кинематографу несомненна, и проблема не в них, но в методе интерпретаторов, которые спешат соответствовать утилитарному, разоблачительному требованию момента. Вот и восторженная реакция на Повелителя мух не означает, что фильм ученика Арона Каневского вполне понят и что его авторский взгляд на вещи уяснен и принят. Это не так. Повелитель мух крупнее и сложнее, чем то явление, каким его согласна признать и воспеть политизированная критика.
У фильма налицо все внешние признаки очередного портрета «чудика», оригинального человеческого экземпляра, которых неигровое кино принялось отыскивать в конце 1980-х гг. и немало в этом преуспело. Здесь «чудика» пенсионного возраста зовут Кирилл Игнатьевич. Он лечит животных. Со всей округи к нему идут с живностью — кошками, собаками, птицами: и недавно народившимися, и в возрасте. Однако не только больных или увечных ведут, но и убитых несут, потому что у Кирилла Игнатьевича в них серьезная нужда. Выясняется, что главная цель его жизни — истребить мух. Способ истребления несложен: мухи садятся на трупное мясо, по-простому «мухотрон», откладывают там личинки, дальше Кирилл Игнатьевич это мясо варит — и все, мухам конец. Таков этот бородатый старец, обитатель «скотного двора», оглядывая который, автор время от времени меняет фокус взгляда — биологическая фактура укрупняется, патриархально-идиллическая пелена спадает, и «двор» оборачивается лобным местом.
Озадаченная предложенным персонажем, критика пытается сформулировать его природу. Кто он — учитель, труженик, реформатор, чокнутый? Фильм подмигивает в ответ: лицо «повелителя мух» в кадре двоится, троится — и так же тасуются толкователями пригодные к делу дефиниции, пока не выпадает искомая карта: фашист. Сын репрессированного и погибшего в застенках НКВД, Кирилл Игнатьевич сам чудом избежал расстрела, когда работал начальником экспедиции в Казахстане, и именно в то время осознал себя как «муху», тварь дрожащую и никчемную. Позже, вернувшись к активной деятельности, он придумал «мухотрон» и возмечтал распространить его действие на всю страну, чтоб в перспективе, не ограничиваясь мухами, покончить со всеми бесполезными — теми же бомжами, к примеру. Значит, фашист. Успокоившись на этом, критика с легким сердцем и праведным гневом проводит Повелителя мух по ведомству «разоблачений», меж тем как он, прежде всего, является фильмом-предупреждением. Клинически точным диагнозом наступающего времени, когда интеллигентские «чеховские» надежды на лучшее, получив свыше разрешение сбыться, перерождаются в импульсы социальной активности. Импульсы в своем уродстве тем более опасные, что подверженные им люди намерены, засучив рукава, действовать в не-правовом пространстве: установители нового порядка в ситуации полного беспредела. Таков и Кирилл Игнатьевич — не просто занятное существо с оригинальной идеей в голове или с непохожим на других способом проживать жизнь, а человек-симптом, который обнаруживает себя в Повелителе мух прежде, чем наступит его время. Человек, чья природная двойственность, внутренняя противоречивость — воля к добру и пути его обретения — восходит к двойственности библейского Вельзевула, повелителя мух: в ветхозаветном смысле — аккаронского божества и оракула, в новозаветном — сатаны, главы злых духов.
Андрей ШЕМЯКИН Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. V. СПб, Сеанс, 2004
117 views
51
11
1 week ago 00:00:10 235
зверь, повелитель мух 16 ноября
1 week ago 00:04:14 80
Саша Скул feat. Пикуль-Повелитель мух
2 weeks ago 00:01:18 24
Орден мухи
2 weeks ago 00:48:03 83
Тонганские робинзоны.Как шестерым подросткам удалось выжить на необитаемом острове.
2 weeks ago 00:38:06 32
[бром] БОГ НАСЕКОМЫХ: M’ROHOJ (аналог хоррор)
3 weeks ago 00:00:15 5.2K
Повелитель мух, постер к спектаклю
1 month ago 00:05:16 1
Iron Maiden - Lord Of The Flies (Official Video)
1 month ago 00:09:37 1
Краткое содержание - Повелитель мух
1 month ago 00:01:26 813
“Бегущий в лабиринте” — симбиоз экшна и выживания: когда у героев нет времени на романтику
1 month ago 01:09:26 1
Classic News с Дмитрием Быковым.
1 month ago 00:29:20 122
Прочитанное. Часть 1. Стивен Кинг, Лив Константин, Уильям Голдинг, Чак Паланик, Франк Тилье
1 month ago 01:00:38 5
Eve Online - Повелитель мух...
1 month ago 00:00:20 69
Сатанисты центре Риги правят бал, устроили поклонение повелителю мух Вельзевулу
1 month ago 00:05:24 1
1995 - Lord Of The Flies
1 month ago 00:00:56 155
пародия на “Повелителя мух“
1 month ago 00:10:59 1
Хотите выиграть в лотерею? Вельзевул-повелитель мух
2 months ago 00:08:15 1
«Повелитель Мух» Уильяма Голдинга: Анализ тем, персонажей и символизма
2 months ago 01:39:08 2.3K
. Онлайн-концерт и выставка художественных работ. XXI Фестиваль «Москва Встречает друзей»
2 months ago 03:25:00 24
[СТРИМ] Кампания Хаоса | Прохождение Warhammer: Mark of Chaos