Андрей Кончаловский: свобода и права человека - две большие иллюзии
#radiobaltkom
Совсем недавно закончилась пресс-конференция с актерами театра им.Моссовета во главе с режиссером Андреем Кончаловским. Более того, зрители уже собираются в театральном буфете — с минуту на минуту на сцене театра «Дайлес» начнется спектакль «Вишневый сад», последняя чеховская пьеса и последняя пьеса в трилогии, поставленной Андреем Сергеевичем.
«Когда Антон Павлович писал свою последнюю пьесу, то никак не мог придумать, вокруг чего будет происходить действо. И когда придумал, то стал бегать, прыгать от восторга и кричать: «Это будет вишневый сад!» Конечно, понятно, что Вишневый сад — это отражение России в ее стадиях, в стадиях, которые ведут к катастрофе.
Терпеть не могу слово «актуальность». Вряд ли журналисты спрашивали у Чехова: «В чем актуальность вашей пьесы?». Он бы и тяжелым чем-то кинуть мог в ответ. Великие произведения актуальны всегда, но надо, чтобы они были близки режиссеру. Если вы, как зритель, плачете и смеетесь — значит, все получилось.
Если говорить о последней пьесе Чехова, то она написана для русского зрителя и о русском человеке, впрочем, как и все остальные его работы, и западному читателю это понять совершенно невозможно. Сам Чехов даже написал: «Зачем переводить мои пьесы на французский язык? Французы все равно ничего не поймут. Будут только скучать и все!»
Западу в принципе очень сложно понять Россию в силу того, что мы живем не по закону или по понятиям, а просто потому что у нас еще сохранились «крепостнические» реалии: господа при мужиках, мужики при господах. На Западе же совершенно другая скорость развития!
Когда в театре впервые ставили “Вишневый сад“ — последнюю пьесу Чехова, то зал рыдал. Чехов никак не мог понять, почему же все плачут, если должны смеяться! А просто все знали, что жить писателю оставались считанные месяцы. Он же, зная, что умирает, хотел сделать последнюю, прощальную шутку. И эта шутка чрезвычайно отважного человека, человека исключительной мощи, который уже четыре года живет в ожидании смерти. И человек, который знает, что скоро умрет, ведет себя по отношению ко всем и всему живому совершенно иначе!
Я не знаю, что такое Рай и что такое Ад. Но есть небольшая притча о самурае, который встретил монаха и попросил его рассказать, что такое Ад и что такое Рай. «Ты такой большой, глупый и сильный, - ответил монах, - что вряд ли поймешь». Самурай рассердился, достал меч и погрозился убить монаха. На что последний ответил: «Вот это Ад». Тогда самурай убрал меч в ножны, поклонился и извинился перед странником. «А вот это Рай», - ответил монах.
К сожалению, сегодня, в мировой западной культуре, наметилась тенденция внешнего осовременивания спектаклей, будь то Чехов или Шекспир. И сейчас считается даже дурным тоном, если режиссер оставляет актеров играть в классических костюмах. Потому что зритель уже привык, ему уже навязали извращенным критическим вкусом, что современное прочтение — это нечто, что вызывает шум, а классическая форма — это претензия. К сожалению, большинство зрителей внутренней форме предпочитают только внешнюю.
Распад западного искусства уже произошел. Симфонии больше никто не пишет. Оперы никто не пишет. То, что происходит в изобразительном искусстве — абсолютная катастрофа. Если посмотреть на выставки, биеннале, то все эти проволочки и какашки - большая глупость. Как и глупо утверждение, что современное искусство никто не понимает, но когда-нибудь поймет. Но мы либо испытываем наслаждение, либо нет.
Создавая спектакль, режиссер может учиться у зрителя, наблюдать на что тот отвечает и на что реагирует. Создавая же фильм, режиссер не может знать, что у него получится, он может лишь претендовать на что-то. Если это только не какие-то исключительные гении...
Цензура существует везде! Причем, в Голливуде она жесточайшая! Все, что не приносит денег — не ставится. И это тоже цензура. Существовать имеет право только то, что приносит деньги. Молодые режиссеры в Америке ставят картины за три копейки и никто их не видит. И это американское кино. А Голливуд — это не американское кино, это транснациональный империалистический спрут, который дает продукт, не имеющий запаха и вкуса, с огромным количеством химических добавок. Поэтому, цензуре - это прежде всего, ваш внутренний, личный рейтинг.
Шедевры рождаются не потому что есть свобода. Свобода вообще ничего не рождает. Я всегда хочу спросить: свобода от чего? Это одно из колоссальных заблуждений современной либеральной тенденции. Ни того, ни другого нет нигде, просто в разной степени. Свобода и права человека - две любимые темы и две большие иллюзии.
Российский и американский кинорежиссер и сценарист, общественный и политический деятель Андрей Кончаловский в программе “Встретились поговорили“
Сайт:
Facebook:
Online:
1 view
19
5
5 months ago 00:12:18 1
Андрей Кончаловский о упадке России.
5 months ago 00:25:39 1
Страсть к разводам | Кустинская, Саруханов, Дунаевский, Гурченко, Кончаловский, Ефремов
5 months ago 01:32:45 2
ПиН звук получше акт 1
5 months ago 01:38:40 1
Дядя Ваня (FullHD, драма, реж. Андрей Михалков-Кончаловский, 1970 г.)
5 months ago 00:05:43 1
Александр Калягин и Олег Басилашвили в фильме “Раба любви“
5 months ago 00:22:53 1
Михалковы-Кончаловские за 22 минуты
5 months ago 00:15:31 1
Сокровища Госфильмофонда (выпуск 4) — незавершенный фильм Динары Асановой «Незнакомка»
5 months ago 01:21:13 1
Андрей Рублев 1 серия (FullHD, драма, реж. Андрей Тарковский, 1966 г.)
5 months ago 01:39:05 1
Первый учитель (4К, драма, реж. Андрей Михалков-Кончаловский, 1965 г.)
5 months ago 00:09:49 1
Как живет Никита Михалков - Усадьба Главного Русского Барина 2022
5 months ago 00:07:45 3
Разговор Феофана Грека с Андреем Рублёвым (фрагмент из к/ф “Андрей Рублёв“)
5 months ago 01:44:34 1
НА СМЕРТЬ ДИКТАТОРА (предпоследнего): УНИКАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ГРАЖДАНИН ПОЭТ В КРОКУСЕ 5 марта 2012 года
5 months ago 00:02:14 1
Коп переоделся в женщину — Танго и Кэш (1989)
5 months ago 01:34:58 1
Первый учитель (1965) реж. Андрей Михалков-Кончаловский
5 months ago 01:34:09 2
Андрей Рублев 2 серия (FullHD, драма, реж. Андрей Тарковский, 1966 г.)
5 months ago 00:58:45 1
Деконструкция. Клим Жуков о фильме «Андрей Рублёв» (1966)
5 months ago 00:04:09 1
Самые многодетные актеры, о которых забывают (Сергей Горобченко, Игорь Петренко, Николай Иванов)
5 months ago 01:07:38 1
Большой Фитиль (полнометражный фильм, 1963)
5 months ago 00:36:05 1
Андрей Гусев про попадание в мюзикл группы Queen, работу в “Норд-Осте“ и теракт на Дубровке
5 months ago 03:25:51 2
Страсти по Андрею (драма, реж. Андрей Тарковский, 1966 г.)
5 months ago 00:00:59 1
Великий, без преувеличения ❤ (см. описание)*
5 months ago 00:05:26 5
Побег из тюрьмы — Танго и Кэш (1989)
5 months ago 00:01:31 2
Андрей Рублев. Воспоминания о фильме (в кино с 4 апреля)
5 months ago 01:20:08 1
Николай Бурляев: «Мой друг, мой брат, мой любимый...» #ещенепознер