Гордон. Смерть автора - (хр.01:04:00)

Существуют ли ещё великие авторы? Возможно ли творчество в сегодняшнем мире? Зверев Алексей Матвеевич — доктор филологических наук, профессор кафедры сравнительной истории литератур историко-филологического факультета РГГУ. Липскеров Дмитрий Михайлович — российский писатель, драматург. Понятие «смерть автора» ввел Ролан Барт в одноименной статье. Что он имел в виду? Это было время осознания того, что с традиционным пониманием литературы что-то не так. Особенно сильно на французских мыслителей повлияла практика так называемого «нового романа», (прежде всего Алена Роб-Грийе), которая показала, что традиционный образ писателя — властителя дум и традиционный образ письма как чего-то, результатом чего должно быть эстетическое наслаждение, что все это в прошлом. Главная черта здесь состоит в том, что сознание традиционного повествователя и героя раздваивается, растраивается и т. д. и наконец почти полностью редуцируется. Происходит своеобразная нарративная dementia. На уровне стилистического означающего налицо полнейший бред, но поиски субъекта этого бреда не приводят ни к чему. «В результате мы так и не знаем, сколько рассказчиков в „Проекте революции в Нью-Йорке“, сколько мальчиков, тумб с готическими завитушками и трактиров в романе „В лабиринте“, сколько временных пластов в „Мариенбаде“. Более того, чем больше солдат из „Лабиринта“ передвигается по городу под непрерывно падающим снегом и ищет хозяина переданного ему свертка, тем менее мы уверены, что это тот же самый солдат, тот же самый город, тот же самый сверток» (М. Рыклин).
Back to Top