ЗАБОЛОЦКИЙ Н. А.: Бетховен, 1946 ч.2 (ТВ-Тройников / 2023)
Николай Алексеевич ЗАБОЛОЦКИЙ ( – ):
“Бетховен”, 1946 – ч.2 (ТВ-Тройников 2023 / Поэзия самопознания и миропонимания).
Циклы-вложения: «Поэзия Заболоцкого» «Поэзия посвящений» «Поэзия музыки и музыка поэзии».
В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган.
И пред лицом пространства мирового
Такую мысль вложил ты в этот крик,
Что слово с воплем вырвалось из слова
И стало музыкой, венчая львиный лик.
В рогах быка опять запела лира,
Пастушьей флейтой стала кость орла,
И понял ты живую прелесть мира
И отделил добро его от зла.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал…
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
…А далее, примерно с первой половины 1930-х гг., с Николаем Алексеевичем, как и с Пушкиным, происходит матаморфоза-трансформация-преодоление: формирование новой системы категорий мироощущения!
В тридцатые годы перед нами разворачивается грандиозная утопия Н. А. Заболоцкого, воплощенная, прежде всего в стихотворениях «Школа жуков», «Венчание плодами», поэмах «Торжество земледелия», «Деревья» «Безумный волк», «Птицы». Идея пересоздания мира в утопии Н. Заболоцкого воплощается в христианских категориях спасения и преображения, которые имеют не духовный, а условно фантастический характер.
В 30-е годы начинает складываться и новая система категорий мироощущения. В таких стихотворениях, как «Утренняя песня», «Искусство», «Венчание плодами», маленькой поэме «Лодейников», появляется некое положительное, разумное, живое начало, которое связывается с деятельностью человека, преобразующего дикий и своевольный мир природы. Это начало полностью отсутствовало в «Столбцах» 1929 года. В «Лодейникове» противопоставление дикой природы, «где от добра неотделимо зло», и преобразующей деятельности человека выражено отчетливее всего.
Именно это противопоставление не только является содержанием стихотворений тридцатых годов, но и в последующий период определяет содержательный уровень многих произведений Н. Заболоцкого.
Интересно, что на первом этапе формирования новой системы категорий мироощущения Н. А. Заболоцкий как бы высвобождает человека из мира зла и безумия, в то время как период «Столбцов» не знал такого раздвоения - там человек подчинен общим закономерностям «бытия по Заболоцкому», более того, именно человек воплощает наиболее страшные черты мира в целом. Первый же этап «высвобождения» человека связан у Н. А. Заболоцкого с понятием преобразующей силы искусства. Рассмотрим с этой точки зрения стихотворение «Искусство», написанное в 1930 году. Прозрачная композиционная схема этого стихотворения членит текст на определённую последовательность образов, отношения между которыми строятся по принципу иерархии, существующей в тварном мире. (Не случайно во второй строфе упоминается «карта живущих всего мира».)
Переворот в позиции, во взглядах поэта Заболоцкого просматривается так же, как и жизни и творчестве Пушкина. Этот «переворот» произошел, прежде всего, в мироощущении поэта, и связан он с формированием новой системы категорий мироощущения, центральной из которых является категория жизни. Само слово «жизнь» и его производные, в отличие от раннего периода творчества Н. Заболоцкого, начинают употребляться достаточно часто. Одним из наиболее выразительных проявлений жизненного начала в позднем творчестве Н. Заболоцкого является стихия музыки в самых разных ее проявлениях. Особое место в этом ряду занимает его “БЕТХОВЕН”!
Так вот, это, так сказать, путь поэта Заболоцкого: от его старта, это его вехи ОТ.
И до: обозначим это самое ДО…
Вдумчивого, полезного и приятного погружения в поэтическое полотно и вехи творческого Пути Н. А. Заболоцкого всем заинтересованным зрителям!
Сергей Сергеевич Тройников
Drive Production
“Поэзия Заболоцкого Н. А.”:
Предыдущий 130-й выпуск цикла:
ЗАБОЛОЦКИЙ Н. А.: “Бетховен”, 1946 – ч.1 (ТВ-Тройников / 2023)
“Поэзия посвящений”:
“Поэзия музыки и музыка поэзии”: