Эта маленькая повесть никогда не имела сценического воплощения. А между тем, она заряжена драматургическим парадоксом и поэтической страстью автора «Маскарада» и «Героя нашего времени».
Незавершенность последней прозаической вещи Лермонтова таит загадку: это воля автора или роковое стечение обстоятельств?
В любом случае, через призму изящной миниатюры лучится весь спектр лермонтовских мотивов.
Роковая шутка о картах, любви и предчувствии скорой гибели пронизана духом музыки. Романс Варламова и итальянские арии создают лирический объем, светлый тон душевной искренности, а «Лесной царь» Шуберта – хрестоматийный шедевр германской вокальной музыки на стихи Гете трагическим контрапунктом освещает эту легкую ироничную вещь, которую сам автор считал лишь шуткой.
Но «шутка» в словаре Лермонтова – всегда неоднозначна…
В этом скерцо намеками тронуты основные струны лермонтовского мира, аллюзии хрестоматийных произведений автора и его литературного круга (Гоголь, Жуковский, Одоевский, Пушкин). «Штосс» –