Лиана, девушка из первобытного леса (ФРГ, Италия - 1956г.)

Режиссер Эдуард фон Борсоди Сценарий Эрнст фон Саломон, Anne Day-Helveg, Thomas Fough В ролях Марион Михаэль, Харди Крюгер, Ирена Гальтер, Петер Мосбахер В 1956-м году в европейском кино разразилась сенсация – был экранизирован роман писательницы Анне Дай-Хельвиг «Лиана – девушка из первобытного леса». Казалось бы, ну экранизирован и экранизирован. Мало ли какие литературные перлы обретают экранное воплощение! Но дело в том, что ни продюсеров, ни режиссера Эдварда фон Борсоди, ни даже зрителей сюжет картины, полностью позаимствованный из известного сочинения Эдгара Р. Берроуза, вместе с его первоисточником, нисколько не интересовали. Всего-то дело в чем. Этнографическая экспедиция обнаруживает в африканских джунглях белую девушку, воспитанную в туземном племени. Радировав о находке в Европу, ученые получают ответ, что найденыш может оказаться внучкой богатого судовладельца Тео Амелонгена, чья дочь с мужем и дочерью пропали много лет назад на Черном континенте. В сопровождении молодого ученого Торена, к которому девушка успела привязаться, ее отправляют в Европу. Но радость Тео, на старости лет обретшего родную внучку, не разделяет его племянник, бывший до поры до времени единственным наследником миллионера… Но! Главным было то, что фабула истории позволяла на радость всему мужскому населению Западной Германии выставить на передний план обнаженные прелести очаровательной школьницы Марион Михаэль. Ведь по сценарию ее Лиана, в раннем детстве потерявшаяся в джунглях, прикрывалась лишь дизайнерской набедренной повязкой (и то – не всегда), а остальные ее весьма приличные для шестнадцатилетней девушки достоинства, выставлялись на передний план. Скажите – ну какой нормальный мужчина (не говоря уже о подростках) в 1956-м (!!!) году стал бы интересоваться перипетиями сюжета, когда едва ли не в половине сцен в диафрагму смотрят обнаженные груди юной дивы, лишь для проформы прикрытые волосами? Вот, собственно, никто и не стал. Фильм торжественно прошествовал по экранам, не обращая внимания на робкие протесты консервативной общественности, и после подсчета прибыли немедленно встал вопрос о продолжении. И все бы было прекрасно и замечательно, если бы не одно «но». Единственной причиной коммерческого успеха стартовой ленты франшизы было стремление бюргеров посмотреть на обнаженное женское тело. Других достоинств у простенькой кальки с приключений Тарзана не существовало по определению. В продолжении этот прием сработать уже не мог. Все-таки на дворе стояли достаточно пуританские 50-е, и снова проделать с цензурой такой же номер просто не получилось бы. Так или иначе, но режиссер первой «Лианы» Эдвард фон Борсоди из руководящего кресла дезертировал и на его место заступил никому на тот момент не известный Херман Ляйтнер, до того работавший монтажером. Но, в отличие от предшественника, синекуры ему не досталось. Фрёйляйн Михаэль пришлось одеть (ну, более-менее), а для того, чтобы зрители не принялись с тоской вспоминать о прошлом, занять их какими-никакими, а приключениями. На несчастье режиссера, в одетом виде актриса хоть и оставалась все такой же очаровательной (кто сказал – глупышкой?), но никаких признаков таланта не выказывала. Иных же достоинств, кроме идеальной фигуры и красивой груди, у быстро завершившей кинокарьеру Михаэль не обнаружилось, а потому и франшиза приказала долго жить уже на втором фильме. Позднее, правда, была сделана еще одна попытка выжать немного денег из так замечательно начавшегося проекта: был смонтирован краткий вариант обоих фильмов в одной ленте – но это уже к искусству, пусть даже и «низкожанровому», никакого отношения не имеет. Дилогия о приключениях Лианы, в виртуальном киномузее осталась весьма специфическим киноэкспонатом. Это первые фильмы, откровенно эксплуатирующие «обнаженку», которые вышли в массовый прокат. Конечно, в 50-е годы в США было снято немало т.н. «nudies», но они существовали полулегально. «Mondo»-документалистика тоже оставалась чем-то вроде маргинального подполья. Откровенные сцены в голливудском кино с тяжелой руки Великого Цензора Джозефа Брина и Production Cоde Administration вплоть до 1954-го года были под полным запретом, но и позднее – секса в США не было вплоть до конца 60-х. В Европе было, конечно, полегче, но все-таки столь явной ставки на эротику и только на эротику до немецкой франшизы в кино не было. Пусть даже вся эта «эротика» заключалась в демонстрации обнаженного тела немецкой тинейджерки. Так «Лиана» и вошла в историю, равно как и Марион Михаэль. Как оказалось, для этого не нужно было уметь играть. Нужно было просто оказаться первой. Чем еще интересна эта картина - здесь также одна из первых киноролей и будущей уже настоящей европейской кинозвезды Харди Крюгера, известного отечественной публике как пилот Лумборг в грандиозной советско-итальянской киноэпопее «Красная палатка» (1968).
В начало