Был месяц май 1970

Художественный телефильм в двух частях .1970 год. Режиссёр Марлен Хуциев. Оператор Владимир Ошеров Автор сценария Григорий Бакланов по мотивам своего рассказа “Почём фунт лиха“. В фильме снимались: Александр Аржиловский, Петр Тодоровский , Виктор Уральский, Сергей Шакуров, Игорь Класс, Леонид Трутнев, Вацловас Бледис, Эугения Плешките, Ришард Урбанович, Виктор Лазарев, Владимир Насонов, Владимир Гостюхин. Старшего лейтенанта Яковенко сыграл режиссер-фронтовик Петр Тодоровский , он снимался в своих настоящих орденах и боевой форме. Этот фильм стал дебютным для актера Владимира Гостюхина. Марлен Хуциев сделал фильм о своём поколении, которое во время войны спасло страну , да и мир в целом. Режиссер старался добиться в этой картине максимальной естественности - в фильме отсутствует игровой фон , герои кажутся очень правдоподобными. Ленту снимали в городе Гвардейске (бывший немецкий Пиллау), а кадры с концлагерем — в Польше. Режиссер вспоминал: “Во время съемок был туман, так жутко, как будто собрались души умерших“. ------------------------------------ Действие фильма происходит в мае 1945 года. Война закончилась неделю назад. В одну из немецких деревушек приезжает группа советских солдат. Они останавливаются на ферме зажиточного немецкого крестьянина Рашке, который вместе с женой и сыном разводит свиней. По отношению к поселившимся у него красноармейцам и их командиру лейтенанту Николаеву Рашке ведет себя дружелюбно, даже заискивающе, но каждый вечер вместе со своим семейством отправляется ночевать к родственникам. Отправившись на мотоцикле в город, лейтенант попадает в аварию, после чего ему оказывает помощь группа красноармейцев, расположившаяся в брошенном хозяевами особняке неподалёку. В их компании он задерживается, остаток дня они проводят в дружеской посиделке , разговорах о войне и мире, предстоящей послевоенной жизни, и кроме прочего обсуждают поражающую налаженность и рациональность хозяйства жителей побеждённой Германии. Поздно вечером они отправляются на прогулку по окрестностям. И вдруг натыкаются на колючую проволоку. Их боевое вчера сталкивается с другой стороной войны. Бывалым воинам, оказавшимся на территории заброшенного концлагеря, даже в голову не приходит сначала, что печи здесь построены не для отопления. Григорий Бакланов, фронтовик ,автор сценария фильма вспоминал : “Мы, чей путь не лежал через Майданек или Освенцим, кто не освобождал узников, ещё не знали, что были газовые камеры, куда эшелонами привозили людей душить газами. Что была целая промышленность уничтожения, где утилизировалось всё...“ Следующим вечером семейство Рашке как обычно, заперев амбар, покидает ферму. После их ухода на ферму приходят трое измождённых мужчин - бывших заключённых того лагеря . Потрясённые рассказами заключённых, красноармейцы решают схватить Рашке и бросаются на его поиски, но нигде не находят его. На следующий день он на ферму не вернулся... Начинается фильм длинной чередой кадров военной кинохроники. Заканчивается - документальными кадрами послевоенной мирной городской жизни. Коротка память людская, и в этом таится опасность - всего 25 лет назад вот в этих печах, в специально построенных крематориях, массово сжигали людей и пеплом их удобряли поля... Финальные кадры фильма сопровождает мелодия «Mama» Сонни Боно в аранжировке Поля Мориа и его оркестра- создаётся пронзительный контраст с рассказанной историей.
Back to Top