Отец солдата. Цвет. 4К. 1964 год

«Отец солдата». Колоризированная версия. 4К, 1964 год. Советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный в 1964 году режиссёром Резо Чхеидзе по сценарию Сулико Жгенти на киностудии «Грузия-фильм». Автор сценария: Сулико Жгенти. Режиссер-постановщик: Резо Чхеидзе. Операторы-постановщики: Лев Сухов, Арчил Пилипашвили. Художники-постановщики: Зураб Медзмариашвили, Николай Казбеги. Композитор: Сулхан Цинцадзе. В ролях: Серго Закариадзе, Владимир Привальцев, Александр Назаров, Александр Лебедев, Владимир Колокольцев, Иван Косых, Виктор Косых, Виктор Уральский, Кетеван (Кето) Бочоришвили, Владимир Пицек, Пётр Любешкин, Татьяна Решетникова, Николай Бармин. «Грузия-фильм», 1964 год. Автор сценария фильма Сулико Жгенти во время Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт, служил в морских десантных частях, был тяжело ранен и награждён четырьмя медалями. Сулико рассказал о сослуживце, который стал прототипом главного героя — бодбисхевском колхознике, который воевал с ним в одной части. Несмотря на годы, старик обладал недюжинной силой. Жалея молоденьких солдат, он забирал у них пулемёт и нёс его несколько километров на плечах. В дивизии он был всеобщим любимцем. Солдатам старик заменил отца, случалось, заслонял вчерашних мальчишек от пуль. Автор сценария сохранил главному герою его подлинное имя — Георгий Махарашвили. Вспоминал автор сценария, как весной 1942 года у Новороссийска спавших в блиндаже бойцов разбудили звуки грузинской мелодии: пел Георгий Махарашвили. Взрыхляя штыком землю, он сеял пшеницу. Солдаты с удивлением смотрели на своего однополчанина. «Весна идёт, весна…» — пел старик, никого не замечая. Опекал Георгий и самого Сулико Жгенти. Получив весточку о том, что сын находится в госпитале, отец отправился навестить Сулико, но не застал его в лазарете. Эта реальная история и легла в основу сценария фильма. Финал фильма снимался в Калининградской области. Натуральными декорациями выступили мост королевы Луизы в городе Советске и примыкающая к нему площадь Жукова. В фильме мы видим послевоенный вид моста с деревянными фермами. В таком виде он просуществовал до капитальной реконструкции в 1965 году. В кадр также попали руины Орденской (Немецкой) кирхи Тильзита. Сцена боя, в котором Георгий Махарашвили находит своего сына, снималась в трёх зданиях Калининграда. Начинается сцена с ночного штурма здания бывшей биржи, в настоящее время - музея изобразительных искусств Калининграда. Внутренние сцены боя снимались в руинах здания Правительства Восточной Пруссии. До наших дней здание не сохранилось, оно было расположено на перекрёстке современных улиц Пролетарской и генерала Соммера. Финальная сцена с сыном снята на балконе восточного крыла Королевского замка. На заднем плане мы видим флигель Унфрида замка, а также коробку здания Рейхсбанка, на месте которой в наши дни расположен недостроенный калининградский Дом Советов. Завершается фильм проходом подразделения Махарашвили по ул. Октябрьской и Деревянному мосту. При этом в кадр попали и Кафедральный собор и панорама на руины замка. В деревне в Кахетии, откуда был родом Георгий Махарашвили, поставлен памятник этому герою. Кроме того, там есть Музей Славы, вокруг которого стоят надгробные плиты с именами погибших на войне жителей деревни. По этим плитам видно, что около 40 процентов солдат, не вернувшихся с войны, носили фамилию Махарашвили. 9 мая 2014 года в Тбилиси в Государственном музее театра, музыки, кино и хореографии отметили 50-летний юбилей картины. По сложившейся традиции, режиссёр фильма Резо Чхеидзе оставил отпечаток руки и автограф в «Нише бессмертных». 10 мая 2013 года на Первом канале состоялся показ отреставрированной и колоризованной версии фильма.
Back to Top