Старообрядцы: основатели слободы Мечетной и Иргизских монастырей.
Друзья, для меня лучшая благодарность - Ваша подписка и лайки !
В тезисах: Старообрядцев дважды обманули (“кинули“) - в 1841 году, силой навязав единоверие и после революции 1917 года. Немцев - в 1941 г.
Волжские степи, опустевшие с падением Золотой Орды несколькими веками ранее, надо было кем-то заселять, и рациональная Екатерина II на волжские чернозёмы пригласила европейских колонистов (в первую очередь немцев) и русских староверов, для которых было создано что-то вроде автономии вдоль реки Большой Иргиз, где сложился «старообрядческий Афон», пять монастырей, полвека бывших центром древлеправославной цивилизации.
Иргиз - широко известное место в старообрядческом мире. Он переживал разные времена. Были в его истории как невероятные подъемы, так и стремительные падения. До сих пор здесь живут приверженцы старой веры, сохраняя традиции своих предков.
Главным оплотом саратовского старообрядчества долгое время служили Иргизские монастыри, влияние и значение которых распространялось далеко за пределы региона. Поэтому именно на них, в первую очередь, было обращено внимание властей. Сохранилось множество документов и свидетельств, позволяющих составить более или менее объективную картину истории монастырей, однако окружающие их селения оста¬вались в тени. Последние вели скрытный образ жизни и по характеру действий не вы¬зывали особого беспокойства у властей. Поэтому здесь имеются лишь отдельные, раз-розненные, отрывочные сведения.
Заселение шло довольно стремительно. В короткие сроки старообрядцы основали многочисленные мирские и иноческие поселения. Из множества существовавших на Иргизе скитов в людской памяти сохранилось лишь пять, получивших историческое значение. Первым из них появился Авраамиев скит, основанный иноком Авраамием, который вернулся из Польши с 12 товарищами. Они поселились в землянках, вырытых в лесной глуши в Медвежьем гае на левом берегу Б. Иргиза около Монастырского озе¬ра (близ с. Криволучья). Несколько выше по Б. Иргизу (напротив с. Каменки) чуть позже обосновался скит иеромонаха Пахомия, который привел с собой из Польши 17 инков. Они разбили свои кельи на берегу реки около озера Старичье в непосредственной близости от непроходимого леса. Недалеко от них поселился инок Филарет, основаший собственный скит. Еще выше по Б. Иргизу (против слободы Мечетной) на Старицком юру на острове лесного озера Калач возник Исаакиев скит, основанный священноиноком Исаакием. Из-за границы с ним пришли 11 иноков и 14 бельцов. Скит со всех сторон был окружен дремучим лесом.
1827 г. считается началом гонений на иргизское старообрядчество, явным стесне¬нием свобод, полученных им после манифеста 1762 г. Правивший в это время импера¬тор Николай I существенно усилил давление на старообрядцев, предприняв против них ряд решительных мер. Первый удар был нанесен по старообрядческому священству: 10 мая комитет министров запретил священникам переезжать из одного уезда в другой; в том же году вышло высочайшее повеление старообрядцам не принимать беглых попов.
Вопреки запрету в течение 1827 г. монастыри продолжали рассылать по стране своих священников и обращать всех желающих в старообрядчество. В связи с этим гу¬бернское правление приказало расследовать подобные случаи. Следствие, тянувшееся пять месяцев, закончилось к лету 1828 г.; виновных арестовали и отправили в Вольск для судебного разбирательства.