Вашему вниманию яркий образец киношевченкианы и украинского кино «периода оттепели», раскрывающий одну из основных фигур нашей литературы – Тараса Григорьевича Шевченко. В день рождения зодчего и пророка украинского искусства – Кобзаря – на официальном канале Одесской киностудии премьера украинского биографического цветного художественного кинофильма 1964 года, снятого режиссером В. Денисенко на киностудии им. Александра Довженко. Премьера прошла в Киеве 3 ноября 1964 года. Занимает 95 позицию в списке 100 лучших фильмов в истории украинского кино.
Молодого Тараса Шевченко, автора крамольных стихов, вызывают на допрос. Вместо объяснений поэт пишет новые стихи, которые посвящает безрадостной судьбе Украины. За «подстрекающие» мысли Шевченко отдают в солдаты с запретом писать и рисовать. Лента изображает внутреннее состояние художника в те дни, его воспоминания о годах, прожитых в крепостном праве, размышления об отечестве, народе и свободе.
В фильме воспроизведен один из периодов жизни Т. Г. Шевченко – от детских лет до ссылки. Средствами киноискусства авторы фильма разоблачают «святых отцов» — поборников тьмы и мракобесия. Шевченко в фильме — это человек, который приходит к выводу об обмане религии. На самом же деле благодаря выразительным кинематографическим метафорам Шевченко предстает перед зрителем не столько как одноплоскостной атеист, сколько как настоящий бунтарь и гуманист. Фильм, по мнению французского исследователя, историка украинского кинематографа Любомира Госейко, построен на сопоставлениях и косвенной хронологии, современное переплетается с прошлым, сон — с действительностью: «В конце этого новаторского фильма, корректирующего предыдущие версии в сторону национального сознания, Шевченко проходит коридором, где один за другим появляются персонажи его поэмы. Можно видеть, как из своего портрета выходит царь, начинающий непринужденный разговор с поэтом, чья личная трагедия состоит в том, что он видит себя - и уволенного — среди крепостных. …Владимира Денисенко больше волнует нравственная сторона героев, их судьба и их страны в борьбе за справедливость и добро. Он одним из первых в последолженковском поколении, кто начерчивает новые пути, делает новые проломы в национальном сознании, опережая Сергея Параджанова, Юрия Ильенко, Леонида Осыку, Ивана Миколайчука».
Съемочная группа:
Сценаристы: Дмитрий Павлычко, Владимир Денисенко;
Режиссер-постановщик: Владимир Денисенко;
Главный оператор: Михаил Черный;
Художник-постановщик: Николай Резник;
Композитор: Александр Билаш.
В ролях:
Иван Миколайчук — Тарас Шевченко;
Юрий Леонтьев — маленький Тарас;
Дмитрий Милютенко — дядя Иван;
Наталья Наум — Ядвига Гусиковская;
Константин Степанков — Иван Сошенко;
Михаил Державин — Карл Брюлов;
Василий Дашенко — Венецианов;
Дмитрий Франько — Василий Жуковский;
Вячеслав Воронин — Мокрицкий;
Иван Кононенко — Григорьевич;
Владимир Гончаров — Энгельгардт;
Ефим Копелян — Прехтель;
Владислав Стржельчик – царь Николай I;
Анатолий Иванов – царь Александр I;
Владимир Белокуров — Дубельт;
Раиса Недашковская — Причинная;
Николай Рушковский — Вильегорский;
Николай Гринько — дьяк;
Лев Перфилов — крепостной.
Главную роль, Тараса Шевченко, сначала должен был исполнять актер Николай Губенко, однако он поссорился с режиссером. Так, на съемочной площадке появился 23-летний Иван Миколайчук, тогда еще студент Института имени Карпенко-Карого, параллельно с этим снимавшийся в главной роли в «Тенях забытых предков» (1964). Картину беспощадно цензурировали. Но многие сцены не вырезали, потому что они были хрестоматийными. И вообще, тогда это была в какой-то степени декларативная картина, потому что хоть режиссер и показывал Тараса Григорьевича таким, каким он был, но картина была составлена из известных фрагментов биографии. К тому времени это помогло выйти в прокат. А не пускали картину сначала в прокат потому, что она была построена на метафорах, понятных всем украинцам. И в начале 1964 года юбилейного шевченковского года было заседание политбюро ЦК, где решали, что с картиной делать и ее выход приостановили. А режиссеру удалось правдами-неправдами выйти на Шелеста. Тот посмотрел фильм, ничего не сказал, но подошел Денисенко и положил ему руку на плечо. И все партийные клерки сразу отреагировали положительно. После этого картина вышла в прокат. Но шла она только в одном-двух кинотеатрах в больших городах и только на русском языке. Желаем приятного просмотра.
Помощь Украине —
Телеграм-канал «Одесской киностудии» —
Дизайн постера для фильма —
#ИванМиколайчук #РаисаНедашковская #ЕфимКопелян
1 view
239
59
4 weeks ago 00:02:42 1
Марш бойцов МПВО
4 weeks ago 00:02:21 1
The Trashmen - Surfin Bird - Bird is the Word 1963 (ALT End with Andre Van Duin) (UNOFFICIAL VIDEO)
4 weeks ago 00:08:29 1
ALLARME NATALITÀ: PEDIATRA COMMENTA IN DIRETTA GLI INQUIETANTI DATI ITALIANI ▷ “DOVE INIZIA TUTTO“
1 month ago 00:02:41 1
Be My Baby
1 month ago 00:03:14 1
Sonny and Cher - Little Man (1966)
1 month ago 00:02:57 1
Oh, Pretty Woman
1 month ago 00:08:11 1
Dancing Zorbas in street -
1 month ago 01:22:40 1
Аркадий Райкин. Популярные миниатюры и редкие записи. Сборник юмора
1 month ago 00:03:08 1
Лариса Голубкина “Колыбельная Светланы“ из фильма “Гусарская баллада“ (1964)
1 month ago 00:03:00 1
Ernst Toch - Geographical Fugue (1930) Score
1 month ago 00:03:01 1
Dominique
1 month ago 00:03:08 2
Jean Ferrat “La montagne“ | Archive INA
1 month ago 00:04:18 2
Julian Lennon - Valotte • TopPop
1 month ago 00:03:15 1
Cole Porter / Caesar Giovannini, 1961: Begin the Beguine - Two Piano Arrangement
1 month ago 01:33:37 1
155 - Arnaud Teyssier pour son livre “Charles de Gaulle, l’angoisse et la grandeur“
1 month ago 00:04:58 1
LA PEAU DOUCE (1964) French
1 month ago 00:03:41 1
Innamorati - Toto Cutugno & Caterina Valente - Live 1981 | RSI Musica
1 month ago 00:03:04 1
Живет такой парень. Докатились! Допрыгались! Генеральский сон. Леонид Куравлев. Лучшие фильмы СССР
1 month ago 00:03:05 1
Cambalache
1 month ago 00:51:48 1
We Found an ABANDONED Hotel With Everything Left Behind
1 month ago 00:12:50 1
Autumn Leaves (Live at Paris, Salle Pleyel, France - October 1, 1964 [1st Concert])
1 month ago 00:11:02 1
Symphony No. 5 in C-Sharp Minor: IV. Adagietto. Sehr langsam