“Лукавым мужичонкой“ называли его современники. “Вершиной передвижнического реализма“ окрестили его потомки (М.Алленов). Он писал революционеров и борцов с режимом. Получал госзаказы на портреты чиновников и министров. За привычку без конца дописывать свои картины вход в Третьяковку с мольбертом ему был запрещен. Художник, полотна которого, не торгуясь, покупал царь, в старости не мог достать холста для работы.
“Вернувшись в Россию из поездки за границу (1873—76), Репин с октября 1876 по сентябрь 1877 жил и работал в родном Чугуеве. Все эти месяцы он вёл переписку с Поленовым, предлагая тому поселиться в Москве. После выздоровления от малярии художник сообщил Крамскому, что решил вступить в Товарищество передвижников. Крамской, будучи одним из главных вдохновителей этого творческого объединения, воспринял инициативу с энтузиазмом.
Согласно правилам, приём в Товарищество осуществлялся после прохождения кандидатами «экспонентского стажа», однако ради Репина было сделано исключение: его приняли, пренебрегая формальностями, в феврале 1878.
[...]
Рождению исторического полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», созданного «по мотивам» одного из сюжетов «Истории государства Российского», предшествовало посещение Репиным концерта Римского-Корсакова. Как писал позже сам художник, «его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть» показалась настолько впечатляющей, что захотелось и «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыки».
Работа началась с выбора натуры. Репин искал нужные лица везде — всматривался в прохожих на улицах, обращался к знакомым. Образ Грозного, по мнению Репина, в чём-то совпадал с типажом живописца Г.Мясоедова, который, наряду со случайным человеком, встреченным на рынке, согласился позировать для новой картины. Прообразами царевича стали несколько человек, в том числе пейзажист В.Менк и писатель В.Гаршин. Отвечая на вопросы о том, почему при написании профиля царевича выбор пал именно на Гаршина, Репин отмечал: “В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича“.
Картина была завершена в 1885 и показана на 13-й выставке передвижников. Трактовка исторического сюжета вызвала недовольство Александра III: император «высочайше повелеть соизволил картину Репина „Иван Грозный и сын его Иван“ не допускать до выставок и вообще не дозволять распространения её публике». В защиту полотна выступили многие деятели культуры; благодаря их хлопотам, а также стараниям художника А.Боголюбова запрет был снят“.
“Сюжет первой из значительных картин Репина «Бурлаки на Волге» подсказан жизнью. В 1868, работая на этюдах, художник увидел на Неве бурлаков. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла.
Летом 1870 Репин вместе с братом и живописцами Ф.Васильевым и Е.Макаровым отправился на Волгу. Деньги на поездку — 200 р. — получил от богатых покровителей Васильев. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом; настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Репина «Камаринская» Глинки и взятый им с собой томик «Илиады».
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — Канина (на картине он в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)
Репин: “Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или подстричься, как бывало с некоторыми моделями, приходившими подстриженными, побритыми до неузнаваемости. Он был извещён заранее и, как все серьёзные люди, позировал серьёзно: умело выносил непривычное положение и легко приспособлялся, без помехи ко мне“
По словам историка искусства Н.Вольфа, «Бурлаки» произвели сенсацию в международном художественном сообществе, потому что её автор «монументализировал жанровую сцену, „низшую“ в академической классификации». Каждый из героев полотна несёт в себе печать индивидуальности; в то же время вся группа персонажей, помещённая в «экзистенциальный и примордиальный» ландшафт, напоминает процессию проклятых из «Божественной комедии»“
“Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников», поддерживая близость и с «Миром искусства»“ ().
6 views
77
17
1 month ago 00:03:44 1
SQWOZ BAB - ОЗЕРО В ЛЕСУ (Премьера клипа 2024)
2 months ago 00:04:32 1
Bateliers de la Volga (Boatmen) - Эй, ухнем - Red army choir - GB & FR subtitles
2 months ago 00:39:09 1
Илья Репин. От себя не уйдёшь
2 months ago 01:58:24 1
Илья Репин. Виртуальный тур по Русскому музею
2 months ago 00:07:27 1
Санкт-Петербург экскурсия по каналу Грибоедова. Часть 2//Петербург Достоевского
2 months ago 00:25:58 1
Академия художеств им. Репина. Выставка мастерской профессора живописи Ю. Калюты
2 months ago 00:06:35 1
Международный день художника
2 months ago 00:03:10 1
LITTLE BIG - TACOS (Official Music Video)
2 months ago 00:16:24 1
Ilya Repin, Master painter of the Epoch Paintings
2 months ago 01:30:06 7
#романдолгашев Неосознанная реальность
2 months ago 00:10:56 1
Джейхун в Большом Городе | МОСКВА Парк Горького | Третяковская галерея | MOSCOW
2 months ago 00:01:24 1
ИОАНН ГРОЗНЫЙ. ТРАГЕДЬ / древне-русская фильма
2 months ago 01:02:25 33
# Можем повторить?: повторное обращение взыскания на предмет залога
2 months ago 01:14:21 1
Beautiful Russian Traditional Music (Kalinka, Katyusha, etc.) - красивая русская традиционная музыка
2 months ago 00:09:42 1
Русская культура во второй половине XIX — начале ХХ вв. | Всемирная история, 8 класс
2 months ago 00:06:49 1
Милые сердцу пейзажи России в живописных работах Олега Молчанова.
2 months ago 00:04:25 1
Хаски - Сказки
2 months ago 00:02:56 1
Расстрел (ст. В. Набоков, муз. Е. Смолянинова). Исп. дуэт “Два начала“ ; О. Синичкина, М. Денисов .
2 months ago 00:27:34 1
Хельсинки 1917: побег из Российской империи | ПРОЕКТ ВЛАДИМИРА РАЕВСКОГО
2 months ago 00:40:22 1
«Мцыри». М.Ю.Лермонтов. Аудиокнига. Читает Владимир Антоник
2 months ago 00:04:03 1
THE HATTERS — ТАНЦЫ (Music Video)
2 months ago 00:24:59 1
Учимся растить любовью. Зачем воспитывать в детях любовь к красоте
2 months ago 01:19:18 3
Павел Крючков. “Солнышко русской поэзии“. Александр Сергеевич и Корней Иванович.
2 months ago 00:03:52 1
Картины великих художников “Золотая осень“, музыка П. Чайковского