Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 17-31

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. 19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. 20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. 21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. 23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. 24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. 25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. 26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. 27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. 28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? 29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. 30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. 31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Читает и комментирует священник Стефан Домусчи. Сегодняшнее чтение начинается с речи возмущённого человека, который пришёл ко Христу со своим больным сыном. «Я привёл его к Тебе... я говорил ученикам Твоим, чтобы они его исцелили, но они не смогли...», — говорит он и не замечает в своих словах явного противоречия. К кому же он пришёл и привёл сына? Ко Христу или к ученикам? А, может быть, ему было всё равно, к кому его приводить? Может быть, все эти люди были для него неважны, ему был важен результат? Как и нам бывает важен результат, а не личность того, с кем мы общаемся. Мы так и рассуждаем: человек эгоист и ему свойственно ставить себя и свои желания в центр собственной жизни. Что тут скажешь? После грехопадения всё так, но изначально-то было иначе. Потому человек и не может быть счастлив, что посчитал своей нормой эгоизм и использует мир и людей вокруг себя как средство... Но что же Христос? Он, конечно, может исцелить больного, но не делает этого сразу, потому что в исцелении нуждается не только ребёнок, но и его отец. В исцелении духовном, ведь пока для него есть только он, его сын, и их общая проблема. За много лет болезнь сына стала его болезнью, неслучайно он говорит: «сжалься над нами, помоги нам». И Бог готов и хочет помочь, но только через личные отношения, через встречу, и это значит, что пришедшему, как бы трудно ему ни было, необходимо перестать воспринимать себя в качестве центра и увидеть, что в центре Бог. Поэтому Христос и отвечает ему: если сколько-нибудь можешь веровать — всё возможно. Он не требует никаких норм, не говорит о необходимом минимуме веры... Пусть сначала это будет хотя бы какая-то вера, пусть хотя бы на какую-то долю он сможет вырваться из замкнутого круга боли и переживаний. Только бы он увидел, что кроме всего этого есть Бог, Которому он может довериться. И пришедший человек это делает. Он говорит удивительные слова: «Верую, Господи, помоги моему неверию»! Что это за странная вера, пытающаяся пробиться через неверие? Это легко поймёт каждый, кто пытался искренне посмотреть на свои отношения с Богом. Когда ты говоришь с Ним и понимаешь, что слушаешь себя, обращаешься к Нему, а перед тобой как будто бы зеркало и ты снова один на один с собой, со своими смыслами, целями, интересами. Формально отец больного был верующим... Но он вдруг понял, что это совсем не та вера, которой ждёт от него Иисус Христос. Оказалось, что дело не просто в признании чего-то, но в том, чтобы перестать использовать Бога как инструмент и увидеть в Нём реальную живую личность, Того, в Кого можно верить, Того, Кому можно доверять. Вместе с человеком, пришедшим ко Христу, нам тоже стоит посмотреть на себя, свою веру, своё отношение к Богу. Осознав своё несовершенство, сказать: «Верим, Господи, помоги и нашему неверию»!
Back to Top