Режиссёр: Юлий (Юзеф) Хмельницкий
В ролях: Георг Отс, Марина Юрасова (вокал - Тамара Богданова), Анатолий Королькевич, Зоя Виноградова, Николай Каширский, Гликерия Богданова-Чеснокова, Григорий Ярон, Оскар Линд, Давид Волосов-Мерин, Ефим Копелян, Георгий Кульбуш, Геннадий Худяков, артисты Ленинградского театра музыкальной комедии и цирка
Описание: Великосветская публика Парижа заинтригована появившейся в местном цирке новой “звездой“. Этот таинственный артист, выполняя смертельно опасный номер под куполом цирка, никогда не снимает маски и выступает под псевдонимом “мистер Икс“. По условиям контракта, даже директор цирка не знает его настоящего имени и не видел без маски. Загадочный инкогнито чрезвычайно заинтересовал и красивую богатую вдову - Теодору Вердье, унаследовавшую от покойного мужа огромное состояние. Вокруг неё - множество поклонников и претендентов на её руку, среди которых самый настойчивый и спесивый — барон де Кравельяк. Он сделал мадам Вердье 19 предложений руки и сердца, но все они были с насмешкой отвергнуты. Узнав от директора цирка, что мистер Икс заинтересовал Теодору, и та хочет с ним познакомиться, барон придумывает, как отомстить своевольной красавице...
Доп. информация: Русский вариант оперетты Имре Кальмана “Принцесса цирка“.
Интересные факты
[*]Трехактовая оперетта «Принцесса цирка» была написана легендарным венгерским композитором Имре (Эммерихом) Кальманом (1882-1953) в середине 1920-х годов. Создание этого шедевра заняло 8 месяцев, в течение которых композитор работал по 16 часов в сутки. Свою оперетту Имре Кальман посвятил звезде немого кинематографа, княгине Агнес Эстерхази (1898-1956). Премьера оперетты состоялась 26 марта 1926 года в венском театре «An der Wien».
[*]Впервые оперетта «Принцесса цирка» была экранизирована в 1929 году в Германии режиссером Виктором Янсоном. Повторная экранизация была осуществлена на немецком телевидении в 1970 году режиссером Манфредом Р. Кёлером.
[*]Действие оригинального либретто происходило в России, в Петербурге. Главная героиня, русская княгиня Федора Палинская, должна была непременно выйти замуж за соотечественника, чтобы не потерять свое богатство. Таинственный мистер Икс также оказывался русским офицером-аристократом по имени Федор. Как и во многих зарубежных пьесах «из русской жизни», в оригинале было столько нелепостей и курьезов, что на русской сцене оперетта никогда не шла без существенных переделок.
[*]Советская экранизация окончательно закрепила русский вариант либретто, в котором действие перенесено из Петербурга в Париж, герои стали французами и получили французские имена, а гусарская ария мистера Икса была заменена на морскую. Соответствующим образом были изменены сюжет и логика повествования.
[*]В 1982 году появилась вторая отечественная экранизация оперетты - двухсерийный телевизионный фильм Светланы Дружининой «Принцесса цирка», сценарий которого был написан на основе оригинального либретто Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда.
Чтобы помнили...
Роль Каролины, хозяйки гостиницы “Зеленый попугай“, сыграла удивительная актриса, примадонна Ленинградского театра музкомедии Гликерия Богданова-Чеснокова. Эту актрису невозможно не заметить. К ней невозможно остаться равнодушным. Имея солидную фигуру, так бить степ и крутить волчок на одной ноге в 54 года могла только она. Судьба была к актрисе неимоверно жестока. Во время Великой Отечественной она с мамой и дочерью Ольгой осталась в блокадном Ленинграде, дала сотни концертов в тылу и на передовой, на всех фронтах - в Ораниенбауме, Кронштадте, на палубах кораблей, в военных частях на Ладоге, в окопах, в землянках, на ленинградских заводах, совершила подвиг (спасла на Ладоге машину с людьми), за что получила медаль “За боевые заслуги“. За фронтовые концерты была награждена орденом Красной Звезды. Артистов кормили в госпиталях, в частях, но она не ела, а складывала пищу в судок и бежала домой, к маме и дочке. Сама же порой питалась канцелярским клеем. Серьезно подорвала здоровье, но близких всё равно не спасла. Каждое утро она уходила из дома на сборный пункт, и каждый вечер ее мама выходила к подъезду, садилась на стул и смотрела в проулок. По силуэту узнавала, когда возвращалась Гликерия. Но однажды артисты не могли выбраться из Ораниенбаума целую неделю. И именно в те дни умерла от голода Оленька, а в дом, где оставалась мама актрисы, в тот же день попала бомба. Сразу после Победы умер муж, Семен Чесноков. У Гликерии Васильевны осталась только работа. Будучи очень больным человеком, она самоотверженно выходила на сцену и танцевала...