Литература 8 класс (Урок№25 - Михаил Андреевич Осоргин. «Пенсне»)

Видео на Дзен Литература 8 класс Урок№25 - Михаил Андреевич Осоргин. «Пенсне» Сегодня мы с вами будем анализировать юмористический и фантастический рассказ «Пенсне», который был написан удивительным писателем М.А. Осоргиным, также вспомним его биографию. Знакомясь с текстом рассказа «Пенсне» нам нужно будет найти примеры изобразительных средств: метафор, эпитетов, олицетворений и другие – все то, что поможет вообразить ситуацию, о которой и читаем в произведении. Научимся понимать иносказание и метафоры в юмористических произведениях, выносить нравственные уроки из текста Михаил Осоргин (7 (19) октября 1878 — 27 ноября 1942) — русский писатель, журналист, эссеист, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, основатель нескольких русских масонских лож во Франции. Он родился в Перми в необычной семье потомственных столбовых дворян. Учился в Пермской классической гимназии. В 1897 году поступает на юридический факультет Московского университета, обучение в котором закончил в 1902 году, получив звание помощника присяжного поверенного. Осоргин – это псевдоним. Ильин –настоящая фамилия. Мировую известность принес Осоргину роман «Сивцев Вражек». Осоргин был приговорён к 3 годам ссылки в Томскую область, но чудом оказался на свободе, скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, в приюте русских эмигрантов. «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно,» - пояснял Лев Троцкий. М. Осоргин жил и умер за рубежом, долгие годы оставаясь неизвестным нашему читателю. В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак. Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к необычному и фантастическому миру незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”. Главное достоинство осоргинской прозы - блестящий слог тонкого стилиста. В рассказе «Пенсне» у героев-вещей своя «необычная» и удивительная «жизнь». Сам Михаила Осоргина в начале своего рассказа задает вопрос: “Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?”. Вещам присущи человеческие качества, они же также наделены своеобразным чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”. …у некоторых вещей “страсть к путешествиям”. Мало того, вещи имеют свой социальный статус и даже политические убеждения: “демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка”. «Часы шагают, хворают, кашляют» реализация метафоры «часы идут»; (Часы тогда были только механические, в большом механизме – особенно если настенные - могла громко щёлкать секундная стрелка («шагают») «Печка мыслит» Печка топилась дровами и была большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров). «Запечатанное письмо подмигивает и рисуется» Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз. «Раздвинутые ножницы кричат» Если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать». «Кресло сидит» Рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди. «Книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках», когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома. Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское» Образ чайника «Чайник – «добродушный комик», - «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость». Выразительные эпитеты, которые служат одушевлению предметов помогают создать образы. Какая история произошла с пенсне? Оно потерялось (отправилось в путешествие). Эпитеты служат одушевлению пенсне.: “кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”. В рассказе многие вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности. Создается впечатление, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от автора, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем.
Back to Top