РЖЯ I Из чего состоит живопись Фалька? / Онлайн-дискуссия

Участники дискуссии искусствовед Антон Успенский и художники Дмитрий Гутов и Александр Корноухов обсудят, из чего же состоит живопись Фалька и как научиться ее смотреть. Традиционно живопись Роберта Фалька принято делить на периоды: авангардный времен «Бубнового валета», период увлечения работами старых мастеров, парижский период, поздний московский период. Каждому из них свойственна особая творческая манера. На раннем авангардном этапе Фальк экспериментирует с яркими, контрастными сочетаниями цветов. Затем очаровывается Рембрандтом и переносит его внимание к пластике в свои работы. В Париже художник создает полотна с уникальной серебристой световоздушной средой. Наконец, поздний Фальк — пастозный, сумеречный, ни на кого не похожий. Именно поздние работы художника, по мнению многих критиков, представляют квинтэссенцию его живописи. В это время он не ориентируется ни на какие программы или установки и вырабатывает свои собственные принципы: художник отказывается от приемов линейно-воздушной перспективы, от высокой цветовой контрастности и создает свой уникальный почерк. Так в чем секрет живописи Фалька? Почему одни видят «грязную палитру», а другие — чуткое отношение к пространству и свету? «В настоящей картине, у настоящего живописца поверхность холста приобретает какую-то жизненную энергию, кажется, что так называемая фактура имеет живую сеть нервов, свое кровообращение, подобно тому, как живое тело отличается от тела в паноптикуме», — именно так сам Фальк сформулировал свою миссию. Антон Успенский — искусствовед, литератор, художник. Кандидат искусствоведения. Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея. Член Союза художников России. Шеф-редактор журнала «Декоративное искусство». Член ученого совета Санкт-Петербургского Музея исламской культуры. Автор более 250 публикаций по искусству в профильных и популярных изданиях. Сфера профессиональных интересов — теория и история русской живописи XX и XXI веков, проблемы современного искусства, персоналии современных художников. Автор монографий: «Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920–1930-х годов» (2011), «Роберт Фальк. Счастье живописца» (2020). Александр Корноухов — художник-монументалист, живописец, график. Советник Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), член-корреспондент Российской академии художеств, преподаватель Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Работы художника находятся в Академии художеств в Равенне, в Центре Данте в Равенне, в Институте искусств в Сассари, в частных собраниях в России, Италии, США. В 2002 году удостоен Золотой медали РАХ. Дмитрий Гутов — российский художник и теоретик искусства. В 1992 году окончил отделение теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С 1993 года член редколлегии «Художественного журнала». Участник Венецианской биеннале (павильон России, 1995), выставки «Манифеста» (Роттердам, 1996), выставки «Документа» (Кассель, 2007) и многих других знаковых художественных проектов. Финалист премии Кандинского 2008 года в номинации «Проект года» (проект «б/у»). Лауреат премии «Соратник» (2010). Работы Дмитрия Гутова находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Музея актуального искусства ART4 (Москва) и других. Перевод на русский жестовый язык (РЖЯ) – Ирина Гинзберг. О выставке: Курс на Лаврусе: Генеральный спонсор – Банк ВТБ Партнер программы для глухих и слабослышащих посетителей – Audi Россия
Back to Top