“Apocalypse Now“ - это фильм-лабиринт, фильм-рефлексия. Какими бы эффектными ни были батальные сцены, они далеки от реальности. Измененное состояние сознания героев “Апокалипсиса“ (с помощью алкоголя, наркотиков, рок-н-ролла и т.п.) превращает каждый эпизод в сон, фантазию, транс. Бойню на мосту Доу Ланг мы видим глазами принявшего ЛСД Лэнса. Вертолетная атака - оперная постановка сумасшедшего полковника Килгора. В перовой сцене в гостинице, где капитан Уиллард разбивает зеркало (его пугает собственное отражение), он находится в алкогольном делирии.
Как фильм-зеркало, отражающее внутренний мир зрителя, рефлексирующее желания “зрителя-убийцы“, “Апокалипсис“ ставит ключевой философский вопрос: как человек может убивать человека? Что можно представлять в этот момент, чем компенсировать кошмар смерти? Или, перефразируя Жижека, о чем мы думаем когда занимаемся этим (убийством, насилием, пыткой)? Безумие каждого из героев Копполы - результат решения этой проблемы. Если день за днем ты варишься в кровавой каше, то серфинг под бомбами или водные лыжи под пулями - вполне пригодная фантазия. Чтобы ментально выжить на войне (если это в принципе возможно), нельзя переживать события, испытывать эмпатию, задумываться о смысле происходящего. Нужно играть в войну, играть роль в “театре военных действий“ быть “психоделическим солдатом“ (определение Копполы). Только думая о чем-то другом, отстраняясь от реальности, галлюцинируя, можно не потерять остатки ума и сердца. В этом смысле “Апокалипсис“ - еще и тест для зрителя. Желает ли тот знать правду о войне или ему достаточно стильной картинки? Испытывает ли ли смотрящий истинное удовольствие в сцене атаки железных валькирий? Если да, то зритель - тоже убийца, просто в руках его пока телевизионный пульт, а не гашетка пулемета... Думается, помимо прочего, что многие “музыканты“ наемнической компании Вагнера вышли именно из мундира полковника Килгора.
АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ (Apocalypse Now, 1979, США)
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Сценарий: Джон Милиус, Фрэнсис Форд Коппола, Майкл Герр
Оператор: Витторио Стораро
Композиторы: Кармине Коппола, Фрэнсис Форд Коппола
Художники: Дин Тавуларис, Анджело П. Грэхэм, Джордж Р. Нельсон
Монтаж: Лиза Фрухтман, Джералд Б. Гринберг, Уолтер Мёрч
В ролях: Мартин Шин, Марлон Брандо, Роберт Дювалл, Фредерик Форрест, Сэм Боттомс, Лоренс Фишбёрн, Альберт Холл, Харрисон Форд, Деннис Хоппер
#киноликбез #киногид #артхаус #кино #авторскоекино #киноискусство #kinolikbez
5,718 views
270
45
7 months ago 00:09:08 1
“Добрый день“ с Александром Палем (реж. Ольга Дибцева) | короткометражный фильм, черная комедия
7 months ago 00:09:00 1
Другие люди (реж. Кирилл Косолапов) | короткометражный фильм, 2015
7 months ago 00:31:12 3
ЗОНА ИНТЕРЕСОВ #КИНОЛИКБЕЗ
7 months ago 00:02:02 2
#КИНОЛИКБЕЗ : Убить дракона (фрагмент)
7 months ago 00:27:27 1
#КИНОЛИКБЕЗ : Восемь с половиной
7 months ago 02:02:21 1
Вячеслав Корнев - Обыкновенный фасцизм
7 months ago 00:03:10 1
16 тонн
7 months ago 00:30:52 1
Ультимативный разбор “Старикам тут не место“
7 months ago 00:06:07 1
КРАСОТА БЕЗМОЛВИЯ: выставка Иосифа Зисмана в МИСП #АРТЛИКБЕЗ № 533