Нидерландские складни в Эрмитажном собрании. К завершению реставрации

Выставка включает работы мастеров XV–XVI веков – диптих Робера Кампена «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина», складень «Снятие с креста» и картина Питера Кука ван Альста «Моление о чаше». Их объединяет не только принадлежность к нидерландской коллекции Эрмитажа и совсем недавно завершившаяся сложная реставрация, открывшая истинный колорит картин. Есть и ещё одна общая черта: все эти произведения являются полноценными алтарями-складнями или их частями. Отличительной особенностью экспозиции станет то, что картины представлены без рам, чтобы зрители смогли увидеть памятники полностью. Сюжет «Моление о чаше», переданный тремя евангелистами, рассказывает о последних часах Иисуса перед арестом. Пожалуй, наиболее близко к изображённому на картине приближается текст евангелия от Матфея. Новозаветный сюжет переносит нас в Гефсиманский сад: мы видим молящегося Иисуса, уснувших рядом с ним апостолов Петра, Иакова и Иоанна, на скале изображена чаша, о которой молится Христос. Слева, в отдалении, к забору и калитке подходит толпа, возглавляемая Иудой; вскоре Христос будет арестован. Всё уже, по сути, случилось, и такое единовременное изображение длящейся молитвы и предстоящего ареста показывает неотвратимость происходящего. Изначально доска была чуть выше и значительно уже. В XVII или XVIII веке её «фигурно» распилили, дополнив небольшими вставками, на которые нанесли пейзаж. Вполне вероятно, что владелец решил сделать картину более привычной по формату, если не просто подгонял её под размер своего помещения. Подробное исследование истории картины было проведено в начале 1960-х годов Н. Н. Никулиным. Фотографии в инфракрасном спектре показывают, что живописное произведение было распилено на куски сложной формы затем, как пазл, «пересобрано» и наклеено на другую основу. Возникшие пустоты были заполнены тонкими досками, на поверхность которых был нанесён живописный слой. Когда делались вставки, художник ориентировался на желтоватый тон потемневшего лака картины. При снятии поздних слоёв лака и удалении загрязнений, эти вставки стали сильно выделяться. Реставратору удалось максимально корректно справиться с этими сложностями. Рассказывает Максим Лапшин, художник-реставратор Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа. #hermitage_online #эрмитаж_онлайн #эрмитаж_выставки Подписаться на канал: Сайт Государственного Эрмитажа: Эрмитажная Академия: Вконтакте: Twitter:
Back to Top