Будда о том, как правильно задавать вопросы и как отвечать. Как вести дискуссию, диспут о буддизме.

Мой Благотворительный интернет магазин “Нити света” ➤ Приобретая товары в моём инклюзивном магазине, вы помогаете людям с инвалидностью и пенсионерам в тяжёлой жизненной ситуации. Также, здесь вы можете найти книги - - - - - - - - - Пожертвования для поддержки канала: ◾️ Сбербанк: 2202 2062 9730 9598 (Игорь Александрович В.) ◾️ Регулярные пожертвования на boosty ◾️ Тинькофф на карту ◾️ Разовое пожертвование через VK ◾️ Яндекс деньги / ЮMoney - - - - - - - - - Социальные сети и площадки: ◾️ Telegram канал ◾️ Boosty ◾️ Я Вконтакте ◾️ Сообщество VK: ◾️ Мой сайт ◾️ Яндекс Дзен ◾️ TikTok @nara_loka #буддизм #философия #медитация #психология #саморазвитие - - - - В философии буддизма методы ведения диалога, отточены за тысячи лет. Сам Будда говорил: Проницательного, мудрого человека можно узнать по трём качествам: 1) Он задаёт вопрос разумно, умело 2) Он отвечает на вопрос разумно, умело 3) Когда кто-то другой отвечает на вопрос разумно, умело, используя хорошо продуманные, связные и уместные слова и фразы — он это одобряет, с этим соглашается. (Палийский канон / Aṅguttara Nikāya 3.5 / Ayonisosutta) - Кто-то задает вопрос другому из глупости и бесрассудства. - Или он спрашивает исходя из испорченных желаний - Или спрашивает, чтобы унизить. - Или спрашивает, желая понять. - Или спрашивает с мыслью: «Если правильно ответят на вопрос, который я задаю, то хорошо». Если нет, то я правильно отвечу за них». (Палийский канон / Aṅguttara Nikāya / Āghātavagga / Pañhapucchāsutta) Есть четыре способа ответа на вопросы. -ответить категорично. - ответить аналитически. - ответить встречным вопросом. - оставить вопрос в стороне. (Палийский канон / Aṅguttara Nikāya / Rohitassavagga / Pañhabyākaraṇasutta) Если нельзя дать категоричный ответ, в таком случае, дай аналитический ответ. (Палийский канон / Aṅguttara Nikāya / Sīlabbatasutta) - Эти почтенные расходятся во мнениях как по значению, так и по формулировке. то к тому, который, по вашему мнению, является более разумным, следует подойти и обратиться так: «Почтенные расходятся во мнениях как по значению, так и по формулировке». Почтенные должны знать, что именно по этой причине существуют различия в значении и в формулировках; пусть они не вступают в спор». Поэтому то, что было понято неправильно, следует иметь в виду как неправильно понятое. (Палийский канон / Majjhima Nikāya 103 / Kintisutta) Пока вы тренируетесь в согласии, с взаимной признательностью, без споров, кто-то другой может оскорблять или совершать проступок (Палийский канон / Majjhima Nikāya 103 / Kintisutta) Я не буду обеспокоен, и другой человек не пострадает; так как этот другой человек не склонен к гневу и негодованию, он не твердо привязан к своей точке зрения и легко отказываетсяот неё, и я могу убедить этого человека выйти из нездорового и утвердить его в полезном (Палийский канон / Majjhima Nikāya 103 / Kintisutta) Когда человеку задают вопрос, И он проявляет раздражение, ненависть и ядовитость, то этот человек некомпетентен для ведения дискуссии. (Палийский канон / Aṅguttara Nikāya / Kathāvatthusutta) Если посчитаешь, что с каким-либо моим утверждением должно согласиться, то соглашайся. Если посчитаешь, что с каким-либо моим утверждением должно поспорить, то поспорь. Если не понимаешь смысла моего утверждения, попроси меня прояснить его: «Как это понимать, Каково значение этого?» Вот таким образом мы можем обсудить вопрос». (Палийский канон / Majjhima Nikāya 94 / Ghoṭamukhasutta) Когда человеку задают вопрос, если он - уклоняется от ответа отвлекая дискуссию не относящимися к делу темами - если он запугивает, давит, высмеивает или цепляется за банальные ошибки, то этот человек некомпетентен для ведения дискуссии. Те, кто разговаривают враждебно, слишком самоуверенны и высокомерны, неблагородны, нападающие на добродетели, они ищут недостатки друг в друге. Они вместе радуются, когда их противник плохо говорит и делает ошибки, растерявшись и потерпев поражение — но благородные так не рассуждают. Если проницательный человек хочет провести дискуссию связанную с учением и его смыслом — тогда этот мудрый человек должен начать дискуссию, В верное время Без вражды и высокомерия. Без подозрительности или агрессивности, Он не будут упорствовать в поиске недостатков, Не будет цепляться за тривиальные ошибки, И запугивать другого, Добрые люди посоветуйтесь ради знания и ясности. Так советуются благородные. (Палийский канон / Aṅguttara Nikāya / Kathāvatthusutta)
В начало