Будда о том, как правильно задавать вопросы и как отвечать. Как вести дискуссию, диспут о буддизме.
Мой Благотворительный интернет магазин “Нити света” ➤
Приобретая товары в моём инклюзивном магазине, вы помогаете людям с инвалидностью и пенсионерам в тяжёлой жизненной ситуации. Также, здесь вы можете найти книги
- - - - - - - - -
Пожертвования для поддержки канала:
◾️ Сбербанк: 2202 2062 9730 9598
(Игорь Александрович В.)
◾️ Регулярные пожертвования на boosty
◾️ Тинькофф на карту
◾️ Разовое пожертвование через VK
◾️ Яндекс деньги / ЮMoney
- - - - - - - - -
Социальные сети и площадки:
◾️ Telegram канал
◾️ Boosty
◾️ Я Вконтакте
◾️ Сообщество VK:
◾️ Мой сайт
◾️ Яндекс Дзен
◾️ TikTok @nara_loka
#буддизм #философия #медитация #психология #саморазвитие
- - - -
В философии буддизма методы ведения диалога, отточены за тысячи лет. Сам Будда говорил:
Проницательного, мудрого человека можно узнать по трём качествам:
1) Он задаёт вопрос разумно, умело
2) Он отвечает на вопрос разумно, умело
3) Когда кто-то другой отвечает на вопрос разумно, умело, используя хорошо продуманные, связные и уместные слова и фразы — он это одобряет, с этим соглашается.
(Палийский канон / Aṅguttara Nikāya 3.5 / Ayonisosutta)
- Кто-то задает вопрос другому из глупости и бесрассудства.
- Или он спрашивает исходя из испорченных желаний
- Или спрашивает, чтобы унизить.
- Или спрашивает, желая понять.
- Или спрашивает с мыслью: «Если правильно ответят на вопрос, который я задаю, то хорошо». Если нет, то я правильно отвечу за них».
(Палийский канон / Aṅguttara Nikāya / Āghātavagga / Pañhapucchāsutta)
Есть четыре способа ответа на вопросы.
-ответить категорично.
- ответить аналитически.
- ответить встречным вопросом.
- оставить вопрос в стороне.
(Палийский канон / Aṅguttara Nikāya / Rohitassavagga / Pañhabyākaraṇasutta)
Если нельзя дать категоричный ответ, в таком случае, дай аналитический ответ.
(Палийский канон / Aṅguttara Nikāya / Sīlabbatasutta)
- Эти почтенные расходятся во мнениях как по значению, так и по формулировке.
то к тому, который, по вашему мнению, является более разумным, следует подойти и обратиться так: «Почтенные расходятся во мнениях как по значению, так и по формулировке».
Почтенные должны знать, что именно по этой причине существуют различия в значении и в формулировках; пусть они не вступают в спор».
Поэтому то, что было понято неправильно, следует иметь в виду как неправильно понятое.
(Палийский канон / Majjhima Nikāya 103 / Kintisutta)
Пока вы тренируетесь в согласии, с взаимной признательностью, без споров, кто-то другой может оскорблять или совершать проступок
(Палийский канон / Majjhima Nikāya 103 / Kintisutta)
Я не буду обеспокоен, и другой человек не пострадает; так как этот другой человек не склонен к гневу и негодованию, он не твердо привязан к своей точке зрения и легко отказываетсяот неё, и я могу убедить этого человека выйти из нездорового и утвердить его в полезном
(Палийский канон / Majjhima Nikāya 103 / Kintisutta)
Когда человеку задают вопрос, И он проявляет раздражение, ненависть и ядовитость, то этот человек некомпетентен для ведения дискуссии.
(Палийский канон / Aṅguttara Nikāya / Kathāvatthusutta)
Если посчитаешь, что с каким-либо моим утверждением должно согласиться, то соглашайся. Если посчитаешь, что с каким-либо моим утверждением должно поспорить, то поспорь.
Если не понимаешь смысла моего утверждения, попроси меня прояснить его: «Как это понимать, Каково значение этого?» Вот таким образом мы можем обсудить вопрос».
(Палийский канон / Majjhima Nikāya 94 / Ghoṭamukhasutta)
Когда человеку задают вопрос, если он
- уклоняется от ответа отвлекая дискуссию не относящимися к делу темами
- если он запугивает, давит, высмеивает или цепляется за банальные ошибки,
то этот человек некомпетентен для ведения дискуссии.
Те, кто разговаривают враждебно,
слишком самоуверенны и высокомерны,
неблагородны, нападающие на добродетели,
они ищут недостатки друг в друге.
Они вместе радуются, когда их противник
плохо говорит и делает ошибки,
растерявшись и потерпев поражение —
но благородные так не рассуждают.
Если проницательный человек хочет провести дискуссию
связанную с учением и его смыслом —
тогда этот мудрый человек должен начать дискуссию,
В верное время
Без вражды и высокомерия.
Без подозрительности или агрессивности,
Он не будут упорствовать в поиске недостатков,
Не будет цепляться за тривиальные ошибки,
И запугивать другого,
Добрые люди посоветуйтесь
ради знания и ясности.
Так советуются благородные.
(Палийский канон / Aṅguttara Nikāya / Kathāvatthusutta)