В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме посетители читают строки “Реквиема“
«Давала читать R. Реакция почти у всех одна и та же. Я таких слов о своих стихах никогда не слыхала (“Народные”). И говорят самые разные люди» (из дневника Ахматовой, 13 декабря 1962).
Евтушенко: “Ахматова в «Реквиеме» неотвратимо перешла на «причет»:
«Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне».
Да, в сущности, ни в какой другой жанр не было ходу из этой безысходности.
Та женщина из очереди к тюремному справочному окошечку, которая спросила Ахматову на ухо: «А это вы можете описать?», дала ей заказ на «Реквием», как раньше в деревнях заказывали причитания. Ахматова не подвела и заказ выполнила. Но свое причитание она могла читать только самым верным людям, слава Богу, сохранив его в памяти».
Аверинцев: “Ее дело было назвать лихолетье лихолетьем, как в старой летописи. Творить надгробное рыдание, не отделяя себя ни от кого. Еще задолго до лет сталинщины, когда ей пришлось говорить о собственной материнской скорби по трижды арестованному сыну, она в том же тоне, от первого лица, говорила о беде матерей в пору Гражданской войны («Для того ль тебя носила я когда-то на руках...»).
Она уже знала, к чему призвана“.
Более 20 лет не решалась доверить «Реквием» бумаге. Опасаясь за судьбу сына, у себя дома даже шепотом не произносила стихи. Поэма хранилась лишь в памяти самых надежных друзей.
Текст занесён на бумагу только в конце 1962 г. «Реквием» передан в «Новый мир». Но публикация не состоялась.
Ар.Тарковский Ахматовой (4 июля 1963): «Та Ваша тетрадь стоит в — душе? сердце? в горле? — не знаю, — это громадное явление, этот цикл. Когда-нибудь, в какой-то книге, он осветит все, что Вы писали до него, и все приобретет новое значение, о котором мне Вам писать невозможно теперь, потому что еще никто из нас не умеет еще его оценить. Жаль, что нельзя назвать цикл правильней, чем у Вас (R [“Реквием“]) — Stabat mater dolorosa, — такое название немыслимо, конечно, но оно точней бы выражало замысел. Как много Вы значите для меня, если бы Вы только знали, и я уже почти не боюсь Вас, — уж я-то знаю, Чье Вы орудие».
Первое музыкальное воплощение поэмы (с полным текстом) — опус 1966 года ученика Шостаковича Тищенко, который в 62-м встречался с Ахматовой, ранее — с Бродским. «Реквием» молодой композитор писал без надежды на исполнение. Лишь в год столетия со дня рождения Ахматовой композицию исполнили:
Поэма, будучи напечатанной на пишущей машинке, начала ходить в самиздате. В 1963 г. текст опубликован в Мюнхене.
Зайцев: “...пришлось этой изящной даме из Бродячей Собаки испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам… Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей», и «насмешницей», но Судьба поднесла ей оцет Распятия. Можно ль было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых? Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое? Воистину «томов премногих тяжелей». Останется навсегда безмолвный приговор зверству“.
Шесть стихотворений из «Реквиема» положил на музыку Н.Д.Набоков (1966):
«Akhmatova: Requiem» (1981) Тавенера:
Поэму опубликовали в СССР лишь в 1987 году. Осенью 1988-го Политбюро ЦК отметило Постановление 1946 года, в котором травили Ахматову и Зощенко ()
«Stabat Mater dolorosa» кантата Дмитриева по «Реквиему»:
«Реквием» Дашкевича (1988):
«Реквием» Раздолиной (первое исполнение обоих произведений состоялось в год столетия Анны Ахматовой):
27 views
174
71
1 month ago 00:02:06 1
Городская научно-творческая конференция “Музыкальное искусство глазами детей“
1 month ago 00:02:10 1
Элина Постникова “О, жизнь без завтрашнего дня!“ (сл. А.Ахматовой, муз. А. Рыбникова)
1 month ago 00:02:44 1
Музыка в быту
1 month ago 00:00:09 2
Видео от Музыка в Машину
1 month ago 00:01:51 1
МБОУ “АСОШ №5“ - Наша музейная активная жизнь
1 month ago 00:10:06 1
ХИТ №1 ПО ГОДАМ 1930-2021 🇷🇺 ЭВОЛЮЦИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ
1 month ago 00:03:09 1
Ирина Отиева Эй, кто-нибудь. Музыкальный киоск 5 (1989)
1 month ago 00:10:23 1
Изобретатель Лев Термен в передаче Музыка в эфире (1989)
1 month ago 00:01:56 1
История Олимпиад. О выставке античных предметов в Эрмитаже. Новости. Эфир 14 июля 1980
1 month ago 00:10:03 1
Интервью Святослава Бэлзы с Дмитрием Хворостовским. Музыка в эфире (1994)
1 month ago 00:00:16 3
Museo Dell’ara Pacis.Рим, Италия
1 month ago 00:08:10 1
Интервью легенды оперной сцены Ивана Козловского Святославу Бэлзе. Музыка в эфире №22 (1990)
1 month ago 00:22:54 1
[Яндекс] 1х1: о разработке в Яндексе
1 month ago 00:02:01 1
Ия Саввина в Музее-заповеднике Александра Пушкина Михайловское. Наша биография (1982)